Надеюсь, не только мне одному обидно, что первый пост темы уже давно не обновляется, вот я и решил написать о том, как именно я на данную минуту вижу «Эволюцию ХВЗ».
В подробности не особо вдавался, будут вопросы или замечания по посту – с радостью отвечу!
Фото не прикладывал, в самой теме их хватает!
ДОРОЖНЫЕ ВЕЛОСИПЕДЫВ-14, годы производства
1948 – 1950Возможно модель начали выпускать с 1947 года.
В-22 «Харьков», годы производства
1947 – 1956Хоть в
посте и указано, что вел пошел с 1947 года, но у есть сомнения, ведь сама модель В-22 это вариация В-14 с открытой рамой.
В-17, годы производства
1948 – 1950Возможно модель начали выпускать с 1947 года.
В-110 «Харьков», годы производства
1948 – 1950Сама модель В-110 была разработана в ЦКБ Велостроения в 1948 году и пошла в серийный выпуск. Модель В-110 выпускалась с 1948 по 1950 год под названием “Харьков” (правда, мне не известно ни одной живой модели В-110 «Харьков»)
В-110 «Прогресс», годы производства
1950 – 1960Известно несколько велосипедов 1950 года, тут проблем нет… Проблемы с окончанием серии. Однозначно есть В-110 1960 года (у меня валяется даже такой фрейм), но вот позднее 1960 года, я ни одного вела не знаю, а мануалы шли аж по 1962 год.
В-112, годы производства
1957 – 1958Есть мануалы ХВЗ по этой модели 1957 и 1958 годов.
В-112М, годы производства
1959 – 1962Есть мануалы ХВЗ по этой модели 1960, 1961 и 1962 годов. Известен живой вел в музее ХВЗ в Харькове - 1959 года.
В-113, годы производства
1960 – 1962Есть мануалы ХВЗ по этой модели 1960, 1961 и 1962 годов.
В-117 «Харьков», годы производства –
1959Известно 5 штук "живых" велов этой модели, и всё 1959 года.
В-120 «Украина», годы производства
1960 – 1968Известны велы, как 1960 года, так и 1968 года.
В-130 «Украина», годы производства
1965 – 1969Есть рекламный букет по этой моделе, датируемый 1965 годом. Первый живой вел датируется 1966 годом.
В-130к «Украина», годы производства
1969 – 1976Известны велы, как 1969 года, так и 1976 года.
В-134 «Украина», годы производства
1968 – 1975Известны велы, как 1968 года, так и 1975 года. Велосипедов этой модели 1976 года не встречал.
111-411 «Украина», годы производства
1975 – 1981111-412 «Украина», годы производства
1975 – 1981111-413 «Украина» “Люкс”, годы производства
1975 – 1981Известны велы, как 1975, так и 1981 годов. Велосипедов этой модели 1982 года не встречал.
Года производства 111-412 и 111-413 брал по аналогии с 111-411, т.к. рама общая, а разница только в обвесе.
111-421 «Украина», годы производства
1982 – 1987111-422 «Украина», годы производства
1982 – 1987111-423 «Украина» “Люкс”, годы производства
1982 – 1987Известны велы, как 1982, так и 1986 годов. Велосипедов этой модели 1981 и 1987 года не встречал. Конец выпуска взял по аналогии с «Туристом» и «Спортом» (легкодорожным), у которых аналогичный декор, да и в 1987 году произошло обновление модельного ряда.
Года производства 111-422 и 111-423 брал по аналогии с 111-421, т.к. рама общая, а разница только в обвесе.
111-431 «Украина», годы производства
1987 – 1996Известен вел 1987 года. Велосипедов этой модели 1986 года не встречал.
111-441 «Украина», годы производства
1987 – 1992Как бы это смешно не звучало, но вел относительно редкий. Отличается от 111-431, тем что имеет боночки под задний тормоз. Годы начала производства брал по аналогии с 111-431. За конец выпуска взял ориентировочное начало выпуска модели «Украина Спорт», но с запасом.
Про дорожные велы
писал, но мнение немного поменялось.
Велы после 1991 года меня не особо интересовали, но и про них уже
писал.
СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКИЕ ВЕЛОСИПЕДЫ «ТУРИСТ», «СПУТНИК» И «ХАРЬКОВ» (ЛЕГКОДОРОЖНЫЕ ВЕЛОСИПЕДЫ)В-31 «Турист», годы производства
1949 – 1952Первый советский легкодорожный велосипед на фривиле.
В-32 «Турист», годы производства
1952 – 1955В-41 «Харьков», годы производства
1955-1956Велосипед с открытой рамой. Известно 3 штуки живых велов этой модели.
В-33 «Турист», годы производства
1955 – 1961В-34 «Спутник», годы производства
1961 – 1964В-37 «Спутник», годы производства
1964 – 1968В-39 «Спутник», годы производства
1968 – 1974Видел велосипед 1974 года. В годе выпуска не до конца уверен.
В-301 «Спутник», годы производства
1973 - 1978.
Известно множество велов 1973 года.
153-411 «Турист», годы производства
1977 – 1983153-413, годы производства
1977 – 1983153-414 «Спутник», годы производства
1977 – 1983Рама у всех велов одна и таже 153-411, а значит и модели выпуска в одно и тоже время.
Что такое
153-413 – не знаю.
153-421 «Турист», годы производства
1983 – 1987Известны велы, как 1984, так и 1987 годов. Велов 1983 года пока не встречал, но слышал, что они есть. Вел 153-423 с открытой рамой, на данный момент не встречал даже в литературе, как и 153-424 «Спутник». Но, возможно, они были. По материалам завода, последний «Спутник» был в 1983 году, если модель 153-424 и была, то очень ограниченным тиражом в 1983 году.
153-451 «Турист», годы производства
1987 – 1995153-452 «Турист», годы производства
1987 – 1995153-453 «Турист», годы производства
1987 – 1995Рама у всех велов одна и таже 153-451, отличались только обвесом. Известны велы, как 1987, так и 1995 годов. Извесно, что в 1987 году на ХВЗ произошло массовое обновление модельного ряда. В средине 1990-х на смену 153-451 пришел 153-471, но мне уже его история не особо интересна, как и еще одного вела начала 1990-х – «Туриста» с открытой рамой 153-461.
СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКИЕ ВЕЛОСИПЕДЫ «СПОРТ» (ЛЕГКОДОРОЖНЫЕ ВЕЛОСИПЕДЫ)Может это и не совсем правильно, но я разделяю легкодорожные «Спорт» и «Турист», точнее я их разделяю до 1977 года, потом уже нет, но умышленно вынес отдельно. Про них уже
писал. Мнение особо не поменялось.
В-541 «Спорт», годы производства
1958-1971.
Есть рекламный букет по этой моделе, датируемый 1958 годом.
В-542 «Спорт», годы производства
1970-1977.
В-542-01 «Спорт», годы производства
1975-1977.
Слышал, что модель пошла с 1974 года, но более-менее веских подтверждений этому нет.
153-412 «Спорт», годы производства
1977-1983.
1977 год по аналогии с 153-411 "Туристом".
153-422 «Спорт», годы производства
1983-1987.
Тут проще. Попадался мне вел 1983 года, вот и 153-421 «Турист» получил 1983 год по аналогии.
«Спорт» на раме 153-451, годы производства
1987-1991.
После 1991 года статистику не вел.
ШОССЕЙНЫЕ ВЕЛОСИПЕДЫВ-53 «Харьков», годы производства
1949 – 1954В-54 «Харьков», годы производства
1953 – 1956В-55 «Харьков», годы производства
1956Допускаю, что велосипеды данной модели могли производиться и в 1957 году, а их выпуск мог стартовать с 1955 года.
В-551 «Чемпион», годы производства
1957-1963В-552 «Харьков», годы производства
1962-1967Вел пошел в самом конце 1962 года, но моделей 1962 года не видел, только 1963. Из поздних, видел пору штук 1967 года.
В-553 «Харьков», годы производства
1967Последний шоссейный «Харьков», известно где-то 5 экземпляров этой модели и всё исключительно 1967 года. Ну не верю, что они были в 1966 и тем более в 1965 году. Самое занимательное, что если судить по номерам рамы, модели В-553 «Харьков» и В-553 «Старт-Шоссе» выпускались параллельно. Для примера, В-553 «Старт-Шоссе» - рама №111, В-553 «Харьков» - рама №1592.
В-553 «Старт-шоссе», годы производства
1967 – 1971В-555 «Старт-шоссе», годы производства
1970 – 1976Тут ситуация, похожая с В-110. Велов после 1976 года не видел (хотя слышал, про вел 1977 года…), а в мануалах 1978 года есть упоминание про вел этой модели.
155-411 «Старт Шоссе», годы производства
1976 - 1978, 1982 – 1994155-412 «Старт Шоссе Олимпиада 80», годы производства
1979 – 1982После 1991 года статистику не вел.
Про остальные велы (трековые, шоссейные СЗ, тандемы и другие), мотовел, мопед и унициклы, которые не вошли в этот список, возможно, сделаю пост позже…