Насмотревшись во время своих велопутешествий по Крыму в 2011, 2013 и 2014г.г. на велосипеды разными способами переделанные для перевозки грузов, я решил и себе сделать что-то аналогичное. Не трехколесный, а с виду обычный велосипед но приспособленный под груз. На таких велосипедах по-настоящему не ездят: только до рынка или магазина и обратно, да и то обратно часто из-за нагруженного на раму мешка с картошкой или цемента его ведут рядом.
Но если там обычно используют под переделку старые ХВЗ т.е. велосипеды с колесами 28", то у меня положение иное: никакого старого велосипеда пригодного для переделки у меня нет и поэтому его нужно купить на вторичном рынке.
И тут же встал вопрос о том стоит ли покупать старый велосипед с колесами 28" или можно обойтись более мелкими. У меня есть богатый опыт эксплуатации двух велосипедов с существенно разным диаметром колес, а именно: одного с колесами 28" и другого с колесами 20". И практика показала что велосипед с колесами 28" решительно лучше по ходовым качествам, а зато у велосипеда с колесами 20" эти самые колеса прочнее.
Вообще самым лучшим велосипедом для переделки в грузовой был бы велосипед для велофристайла чаще называемый БМХ: у него и рама исключительно прочная, и колеса 20" с очень усиленными ободами и ступицами и имеют по 48 спиц а не 28 как обычные 20-дюймовые. Но стоимость таких велосипедов именно по причине их усиленной во всех частях прочности очень высока, даже и на вторичном рынке. К тому же к ним не подходят части от обычных велосипедов за исключением разве только покрышек и камер 20". Даже установка тормозов и багажника превращается в проблему.
Поэтому решил купить складной велосипед со сверхусиленной рамой и вставить в него заднее колесо с ободом от БМХ. Поясню термин "сверхусиленная". Вот складной велосипед с обычной рамой:
Вот складной велосипед с усиленной рамой - усилено место между шарниром и подседельной трубой:
А вот здесь - рама "сверхусиленная" - хребтовая труба рамы усилена с обоих концов, и еще и вертикальным ребром подкреплено снизу место около шарнира:
Кроме того, здесь еще и диаметр подседельного штыря существенно больше чем у "Камы" первого выпуска.
Это моя старая "Вега", под моими 110 кг веса она проездила 16 000 км и после замены в районе 14 000 км заднего колеса еще вполне на ходу. Но я отвез ее в Крым, а грузовой мне нужен дома на Урале.
Нашел на Авито почти такую же раму и купил за 500р.:
При покупке впридачу дали и его заднее колесо - ступица, спицы и обод совсем убитые но покрышка хотя и лысая но еще годна, а камера и вовсе хорошая. Ступицу можно починить но для моей цели ее нельзя использовать потому что она под 28 спиц. Переднюю вилку, как видно, еще раньше сломали вместе с колесом и поэтому вилка стоит не родная, и переднее колесо не с алюминиевым ободом какими комплектуют такие велосипеды, а с более дешевым и слабым стальным. Но зато оно имеет 36 спиц а не 28 как заднее и как колеса моей "Веги". Обод изрядно ржавый но в общем переднее колесо оказалось вполне годное.
Велосипед удалось разобрать без особых усилий, только не снимается левая педаль но в целом каретка после переборки годна. Показалось что несколько погнут правый конец вала каретки и поэтому правая педаль вместе со звездой описывает восьмерку, но небольшую - во всяком случае цепь не слетает.
Заднее колесо решил поставить одинарное а не двойное но с усиленным ободом, от БМХ.
Втулку конечно же поставил обычную "червячную" так как именно такая на "Веге" очнеь хорошо себя показала. Притом из практики я еще раньше понял что сколько бы ни было передач у велосипеда с грузом, ехать на нем всегда приходится на первой, максимум второй скорости.
Итого обошлось заднее колесо в
270р. - ступица,
450р. - обод и
640р. - спицы и спицовка (сам я спицевать не взялся потому что работа не совсем ординарная: втулка на 36 спиц, а обод на 48 и поэтому не только спицовка отличается от обычной, но и могут возникнуть затруднения с подбором спиц по длине). Спицы обычные "белые".
Итого колесо вышло в 1360р. (при том что сам велосипед я купил, повторяю, за 500р.). За цену этого колеса можно было купить два обычных не-усиленных задних колеса 20", так что может я и зря это затеял. Ведь эксплуатация моей старой "Веги" в 2006-2010г.г. с таким не-усиленным колесом показала что и на не-усиленном стоковом заднем колесе можно прекрасно ездить. Но, правда, там я ездил без груза, ну максимум килограммов 10 грузил.
При вставке колеса у рамы выявился довольно редкий заводской брак: зауженное расстояние между перьями заднего колеса. Обычная односкоростная втулка туда влазит со страшным трудом, и пришлось даже с левой стороны надеть на ось в пару к конусу более тонкую контргайку.
Планетарка не лезет ни в какую:
А прочность коротких перьев такова что разжать их просто руками в пределах упругости металла невозможно. Впрочем, поскольку я ставить сюда планетарку и не собирался то это не имеет большого значения, ну разве что в будущем снимать-надевытаь колесо будет несколько затруднительно. Но для велосипеда который используется 1-2 часа раз в неделю да и то не каждую неделю это не имеет значения.
После сборки велосипед прекрасно поехал и на перевозке грузов показал себя с самой лучшей стороны. По первоначалу я не решался его нагружать так как во-первых еще не прикатались детали в новой задней втулке, и во-вторых еще слабоват багажник:
Кроме того, оказалось что при езде с грузом по нашим холмам передний тормоз совершенно необходим. Также нужна защита цепи. А заднее крыло - наоборот, нужно только из чисто эстетических соображений так как реальная скорость езды настолько невелика что ни грязь ни мокрый снег на спину не забрасываются.