7. С превеликой осторожностью нужно ориентироваться на гоночные велосипеды и гонщиков. И то только при постройке весьма скоростных «городских телепортаторов». Естественно, если у нас нет намерения получить именно гоночный аппарат, пусть и с приставкой «ретро».
Гоночные велосипеды не предназначены для езды по обычным дорогам, в обычной дорожной обстановке. «Боевые» машины не рассчитаны на длительную, многолетнюю эксплуатацию. Практически, они не являются велосипедами для езды. Сами гонщики не могут считаться велосипедистами в общепринятом смысле этого слова. Гонщик и его спортивный снаряд бывают только на тренировках и соревнованиях, они не знакомы с перекрёстками, светофорами, пешеходами и автомобилями в дециметре от себя. А мы с вами живём среди этого. Ему нельзя отклониться от трассы соревнований в пользу более удобного маршрута, снизить скорость или остановиться, а мы вольны это делать, когда захотим. Он тормозит до остановки, когда закончил гонку, а не при неожиданном появлении препятствия ли встрече симпатичной знакомой. Он почти полностью сосредоточен на своём организме и своём снаряде, а мы – на дорожной обстановке. По тем самым дорогам, которыми мы с вами и с нашими велосипедами пользуемся, для которых мы их и держим, гоночный велосипед и гонщик прибывают к месту соревнований посторонним транспортом! Если гонка проходит там же, трассу перекрывают. Они не бывают на нормальных дорогах! В остальное время гонщик пользуется автомобилем (или совсем другим велосипедом), а спортивный снаряд хранится в ангаре. Так применим ли в полном объёме к нашим велосипедам их опыт?
Например, расположение ручек тормозов на шоссейном велосипеде, наличие многих передач, фляга – это вещи, которые в городе или не нужны, или неудобны, а то и небезопасны. Конечно, эти спортивные атрибуты притягивают новичков , которые готовы мириться с их недостатками, лишь бы их велосипед походил на гоночный.
Но. В большом городе в напряжённых ситуациях безопаснее пользоваться верхним хватом, когда глаза находятся максимально высоко, а руль наиболее послушен – примерно, как руль дорожного велосипеда или ашана. Однако на шоссере при этом ручки тормозов расположены далеко от рук и неудобно. Ради близости рук к тормозу приходится переходить в средний хват «за слоны», ограничивая себе обзор и контроль. Торможение ими даже из среднего хвата неэффективно из-за неестественного для пальцев направления приложения силы . А в нижнем хвате, на который, в основном, рассчитаны ручки, ещё более затруднён обзор и контроль над велосипедом . При том, что городской велосипедист, даже имея руль с нижним хватом, прибегает к нему довольно редко, зато держать тормоз наготове нужно почти постоянно.
Система передач позволяет выигрывать на соревновании (где нет остановок!) бесценные доли секунд, но для этого нужно применять специальную технику, начиная с кругового педалирования, специальную стратегию переключения и т.д. Выкладываться. Во время езды по городу Вы внимательно следите по прибору за своим пульсом, его отношением к каденсу, и всего этого – к скорости? Дыхание точно соизмеряете? Вам точно известны именно Ваши оптимальные зависимости этих величин? Ваш завтрак состоял из подобранных блюд и количества калорий? А то ведь зависимости нарушатся…
Только тогда от этого дорогого, капризного и ненадёжного устройства получается выигрыш. Но выигрыш, напомню, доли секунд. В спорте это – цена победы или поражения. Городской же велосипедист совсем по-другому расходует свои силы, спортивной технике и стратегии он не обучен, поэтому даже тех долей секунд не выиграет, даже сам у себя. У него другие приоритеты поездки и эксплуатации велосипеда в целом. Да и когда отвлекаться на расчет действительно оптимальной передачи? Игра с передачами (часто – бестолковая, вроде последовательного их перебора со светофора, или бессистемная) отвлекает, перекошенная цепь, дважды огибающая ролики, отъёдает силы всегда – и это отмечают все, отказавшиеся от механизма передач. По данным – до 15%, по ощущениям – бывает и больше. При движении в городском трафике, скорее всего, Вы заметно выиграете сами у себя, если тоже откажетесь. Ведь чтобы, проиграв эти 15% сил, выиграть 16 (за счёт тонкой игры между оборотами и крутящим моментом) и победить – нужно ехать, как спортсмен в гонке. Причём, не останавливаясь. Чем больше остановок и препятствий на маршруте, тем больше выиграете, отбросив внешние спортивные атрибуты..
Ресурсная и финансовая составляющая одной только эксплуатации многоскоростной трансмиссии чудовищно проигрывают трансмиссии синглспида. А приобретение её?
Некультурным слоям населения внушено (это несложно), что передачи помогают заехать в гору, причём сами по себе, просто потому что они есть – вон, мол, посмотрите на спортсменов. Но это не так, и предназначен этот механизм не для того. Или Вы считаете, что в гонке спортсмен озабочен лёгкостью перемещения – как бы его доехать до финиша, и не вспотеть?
Вам внушают две вещи, которые при анализе мозгом не то что противоречат друг другу, а просто вообще никак не связаны между собой. Из разных опер. При том, что обе – правда. а) с передачами спортсмены ДОезжают быстрее. б) с передачами Вам будет Ехать легко. Оттого, что эти несложные мысли внушаются вместе, Вам кажется, что ехаться будет легко и быстро одновременно. Те, кто попроницательнее, заявляют, что у них-де есть выбор: хочу – еду легко, хочу – быстро. На практике, не мобилизуя все силы, они всегда едут легко. Это, как и другие чаяния искания и брожения вокруг передач, легко решается путём подбора единственной передачи синглспида. Против такого подхода выступает привычка закомпостированного мозга считать, что более навороченные устройства совершеннее и эффективнее. Хотя сравните, чем удобнее есть – ложкой, или швейцарским ножом со встроенной ложкой. Конечно, есть любители, которые едят ложкой - швейцарским ножом, и зажмурив один глаз (куда норовят попасть встроенные в нож плоскогубцы) хвастают, что у них в ложке есть ножницы, пять лезвий и пилка для ногтей. При этом ещё козыряют его ценой. А подкрепляется это распространённостью несбалансированных велосипедов, которые система передач позволят худо-бедно разгонять и перемещать.
Если велосипед сбалансирован по жёсткости шин, ободов и рам – он действительно едет и легко и быстро на правильно подобранной единственной передаче. Для верующих может стать откровением, что на таком велосипеде действительно легче заехать в гору.
На практике, в тех же условиях заезжается до одной той же высоты непосильного подъёма, как с передачами – на разных передачах, так и без них.
Не легче на передачах ДОехать, а тяжелее! Минимум – на величину потерь в механизме. Хотя в какие-то отдельные моменты Ехать может быть легче, но тогда - медленнее. Просто спортсмены обучены это превращать в скорость, а Вы превратите это в деньги. Не себе.
Правда, гражданский велосипедист на шоссейном велосипеде действительно может иногда развить большую скорость, чем на аналогичном сингле. Из-за того, что на сингле ноги «забалтываются» - неспособен он на такой же каденс, как спортсмен. Но выигрыш этот лежит в диапазоне скоростей далеко за 40, а то и 50 км/ч. В городе это удаётся крайне редко, просто ради баловства. Вот и все преимущества. Постоянно на таких скоростях никто не носится.
Страшилки про вред синглспидов применимы только к гонщикам, постоянно применяющим силовое круговое педалирование «на износ», и по другому не педалирующим. Сюда же относятся, кстати, жёсткие нормы потребления воды во время велосипедизма – нам с Вами воды нужно гораздо меньше. Действительный вред отказ от передач наносит производителям, продавцам и механикам этих механизмов.
В населённом пункте «гражданский» велосипедист всегда может остановиться, чтобы попить. Воду за собой возить необязательно. А если нужно – почти всегда у него есть рюкзак. Фляга с держателем относительно дорога (по сути, она является средней пустой бутылкой для минералки, а стоит, как большая полная бутылка с водкой), и на ходу в ней очень неприятно болтается жидкость, которая не столько мешает весом, сколько раздражает своим беспокойством. Летом она очень быстро становится тёплой и противной. Вскоре заканчивается, и приходится останавливаться, чтобы пополнить её. При этом покупается дешёвая бутылка холодной воды и переливается в дорогую нарамную бутылку, а не забрасывается в рюкзачок – не глупость ли? Да и пить «гражданскому» велосипедисту не нужно так часто и много, как гонщику на соревнованиях. А если рама заготовки не оборудована бонками для флягодержателя? СтОит игра свеч – на такую раму приспосабливать флягу? Можно было и не вспоминать про такую мелочь, как эта гоночная соска, но некоторые гражданские велосипедисты придают ей прямо-таки комически важное значение и преувеличенное внимание, готовы даже сомнительными способами уродовать раму с риском её поломки.
Конечно, если Вы строите велосипед именно со спортивными целями – хотя бы и «морально устаревший», но настоящий ретро-шоссер, для того чтобы соревноваться с друзьями или с самим собой, гоночный опыт незаменим. Делать Вы это будете на загородных трассах, где нет броуновского движения и непотребных остановок. Для повышения средней скорости, за которую Вы боретесь, придётся осваивать спортивную технику, останавливаться для питья Вам нельзя, разгибаться для торможения тоже. Вот здесь все эти «причандалы» обретают смысл, пользу и даже необходимость. На велосипеде для этих целей гоночный опыт нужно использовать максимально, понятное дело. Но для ежедневных быстрых поездок по городу такой велосипед не очень хорош по вышеизложенным причинам, к нему в пару всё равно хорошо иметь почти такой же быстрый снаряд, но адаптированный для обычных поездок, для города.
Намного ближе к скоростным городским велосипедам оказались трековые гоночные машины – фиксы. На них нет ничего лишнего, и конструктивная адаптация их для города проще – достаточно предусмотреть передний тормоз и руль с верхним хватом, которого на треке нет.
Велосипеды для разных видов гонок по бездорожью, к сожалению, почти ничем полезным с нами поделиться не могут – как в части деталей, так и конструктивных решений. Для обычной езды по дорогам они неуклюжи, неэкономичны и не слишком комфортны, а бездорожье призваны преодолевать на время (и этому подчинена вся их конструкция) на высокой скорости, что обычному велосипедисту по ряду причин ни к чему.
Применяя те или иные решения и компоненты гоночных машин ради скорости наших конструкций, мы должны критически подумать – нужно ли оно, сработает ли, или будет обузой, сможем ли мы воспользоваться ими так же как гонщики, не заплатим ли слишком дорогую цену деньгами или ресурсом, надёжностью, безопасностью.
Если проектируется велосипед класса туринга или дорожника, к опыту гоночных велосипедов нужно отнестись ещё более осторожно.
Также не стоит брать на веру разного рода прогрессивные усовершенствования просто современных велосипедов из велосалона. Особенно это относится к устройству и стандартам кареток и рулевых колонок. Подумайте, усовершенствование направлено на то, чтобы сделать велосипед рациональнее (лучше и дешевле), или на то, чтобы заморочить голову и зарабртать денег.
Последний раз редактировалось kisa 30.09.2016 21:33, всего редактировалось 2 раз(а).
|