Пришла очередь самого "страшного" - ободов и спицевого набора. Тема широко освещена в многочисленных статьях, пособиях и т.д. Классикой и азбукой этого дела по праву считается известная статья Шелдона Брауна :
http://caravan.hobby.ru/materiel/wheelbuild-ru.html Даже если у Вас нет желания самостоятельно собирать и настраивать колёса, настоятельно рекомендую ознакомиться . Пропустить тогда можно лишь ту часть, где в картинках показан собственно процесс "плетения" спицевого набора. И то...
Самостоятельно ли потом с этим всем возиться, или отдать мастеру - решать исполнителю. Однако хотя бы оценить, что попало в руки, желательно даже начинающему велосипедисту лично.
Расскажу, как это всё применить к велосипеду из-под забора.
Будем считать, что откровенные косяки, вроде сильно погнутых ободов, деформированных, ржавых или отсутствующих спиц сами лезут в глаза даже человеку неискушённому. Что делать в этих случаях, должно быть понятно - как правило, такие детали идут под замену. Также под замену идут обода, у которых тормоз износил боковую плоскость - тормозную дорожку. Обычно она имеет проточку, если её уже не видно - обод предельно изношен. Там, где такая сигнальная проточка не предусмотрена, ориентируемся по остаточной толщине стенки.
Разберёмся с рисунком спиц. В большинстве велосипедов колёса имеют крестовой набор в три, реже - в два (передние на некоторых дорожниках) креста. Это значит, что каждая спица на своём протяжении пересекает три или две других спицы. Новички иногда при подсчёте крестов пропускают самый ближний ко втулке - обычно он приходится ещё на фланец и тоже считается.
Наборы с иным количеством крестов попадаются реже и обычно не по делу, и здесь рассмотрены не будут. Кроме того, у сборщика колёс (базарного мастера, домашнего умельца или китайского рабочего) могло просто не оказаться спиц требуемой для данного набора длины, вот и набрал, как получилось, из имеющихся спиц.
Однако, если Ваши колёса по какой-то причине собраны, например, в четыре креста - это не повод для паники или их переделки. Бывает. Всё сказаное относится к таким колёсам тоже.
Всё же замечу, что характер велосипеда очень сильно зависит от набора спиц, в т.ч. и от количества крестов - одними спицами машину можно сделать "подрывной" или "вальяжной", строгой в управлении или не очень. "Заточить" под гладкий асфальт или под грунтовку. Иногда спицевым набором можно компенсировать ненужную жёсткость, или наоборот - мягкость рамы, шин.
Если Вы пока не знаете, какие качества придаст велосипеду тот или иной набор, хороший вариант - принять родное, заводское количество (о качестве и способах ниже) крестов, а не ударяться в эксперименты в 4 креста, или "солнышко".
Важные моменты, которые могли не учесть на заводе:
Первый важный момент.Итак, в правильно собраном колесе спица пересекает две или больше других спиц. Следим от фланца к ободу: пересекаемые спицы идут снизу нашей, а на БЛИЖАЙШЕМ К ОБОДУ КРЕСТЕ - сверху. Или наоборот. Т. е. на ближайшем к ободу одном кресте спицы должны лежать друг на друге с заметным перегибом в то время, когда на ближних ко втулке остальных крестах они даже не касаются друг друга. Это справедливо для любого количества крестов - при двух крестах один крест сверху, другой - снизу, при пяти (бывает даже такое) - четыре снизу, но крайний к ободу сверху. Ну и наоборот.
Вложение:
1.png [ 35.56 КБ | Просмотров: 183375 ]
Таким образом спицы перераспределяют между собой возникающие нагрузки не только через обод, но и непосредственно, что обеспечивает правильную работу спицевого набора и колеса в целом (радиального набора - "солнышка" - здесь касаться не будем). Причём это справедливо как для крутильных усилий - например, от тяги или торможения, так и для вертикальных на ухабах или боковых при повороте.
Иногда по ошибке, иногда ради эксперимента с сомнительными предпосылками, а иногда из-за экономии и низкой квалификции сборщика это важное условие не выполняется. Тогда каждая спица несёт свои нагрузки сама, при критическом усилии остаётся без помощи соседки, также создавая повышеные усилия около отверстия в ободе. Со всеми вытекающими. Пока эти усилия изменяются плавно - спица держит, а если под колесо попадёт выбоина или корень, особенно при торможении или повороте ...
Вложение:
2.png [ 4.38 КБ | Просмотров: 183375 ]
К тому же в этом случае падают ОДНОВРЕМЕННО как крутильная (торсионная), так и вертикальная и боковая жёсткость колеса независимо от количества крестов. А на правильно собраном колесе мы можем, меняя количество крестов, регулировать... эээ... направление жёсткости - обеспечить, например, повышеную крутильную при большем комфорте и т.д.
Впрочем, если на таком велосипеде ездить аккуратно и редко - разницы можно и не почувствовать.
Я это к чему так распространяюсь: в лихие 90-е такой "экономный" набор с завода был не редкостью. Мне известен Салют 1992 с такими колёсами, и вот подопытный Аист 1994 г тоже оказался собран то ли по дешёвке, то ли неквалифицированнымс сборщиком. На фото видно, что каждая спица на всех трёх крестах пересекается встречными спицами с одной и той же стороны, и на внешнем (третьем) кресте при нормальной, вобщем, натяжке спицы свободно разводятся пальцами:
Вложение:
P1010194.JPG [ 324.09 КБ | Просмотров: 183375 ]
Так что уже по этому показателю колесо нужно было переспицевать. Это можно было бы сделать без полной разборки - окручивая спицы по одной и пропуская их, как положено на внешнем пересечении (не забыв перед этим ослабить всё колесо). Будем считать это минимально необходимой работой по данному колесу.
Второй важный момент - "мастеровая" и "фабричная" сборка:Левая и правая спицы, стоящие рядом на ободе и имеющие одинаковый наклон, составляют пару. Головки спиц в паре по-хорошему должны быть направлены в противоположные стороны - либо обе внутрь, либо обе наружу.
Однако, на заводах для экономии времени (несколько минут на каждом колесе при серийном производстве очень важны) это условие обычно не соблюдается, и парные спицы стоят головками в одну сторону.
Вложение:
P1010218.JPG [ 116.27 КБ | Просмотров: 183375 ]
Мастерам (хоть на рынке, хоть домашним умельцам) в таких масштабах спешка ни к чему - долговечность и прочность полученых колёс важнее для репутации или собственного блага, поэтому они собирают коллёса как положено.
Во всех пособиях по самостоятельной сборке колёс рассматривают именно мастеровой способ - для себя же!
Вложение:
P1010219.JPG [ 109.66 КБ | Просмотров: 183363 ]
Фирмы редко балуют клиентов мастеровым набором - обычно на дорогих вилсетах. Среди
ашанов популярных МТБ стоимостью долларов 500 только на Giant замечены колёса с мастеровым набором, впрочем я к таким велам присматриваюсь только случайно - может ещё где-то есть.. Дорогие стильные Electra с мастеровым набором появились у нас в продаже только пару лет назад - до того тоже экономили.
Естественно, в СССР гнали план, и заводы тоже не заморачивались подобными тонкостями.
Чем это чревато? Да часто ничем. Миллионы велосипедистовов во всём мире - подавляющее большинство - катают на фабричном наборе и ни о чём таком не подозревают. Ну иногда лопнет спица - бывает. Может, бракованая попалась. На мастеровых колёсах спицы почти не лопаются - от неаккуратного обращения просто появляются восьмёрки.
Одно время весил я 110 кг и катал на тонконогом шоссере. В принципе, всё было в порядке, но один-два раза за сезон необъяснимо на ровном месте лопалась спица сзади. На то место ставилась нержавеющая спица, и больше не лопалась - "уходила" какая-нибудь другая оцинкованная, из родных. Восьмёрки ни одной я на том велосипеде так и не заработал...
Опрошеные опытные мастера единодушно обвинили фабричный набор колеса - при нагрузках он не совсем правильно работает, в ненужных местах происходят какие-то частые непотребные скручивания, превышается предел усталости и вот... Причём всё это происходит где-то на грани исчезновения "эффекта" - будь я тогда на десяток кг легче, или если б последние пол-км до дачи была нормальная дорога (видимо усталость накапливалясь там, а "выстреливала", когда придётся), или примени я шины потолще либо с меньшим давлением, или замени все спицы на нерж - ничего бы и не было. Но всё-таки...
На подопытном Аисте, кроме всего прочего (неправильные пересечения и фабричный набор) половина спиц ещё грустно выглядели из-за ржавчины, и на одном колесе была изрядная большая и плавная восьмёрка, поэтому принято решение колёса переспицевать. На одно колесо набралось восстановленых спиц (на дорожниках при наборе два креста спереди - три сзади, длина спиц может быть одинакова), на другое купил на рынке новые.
Нужно иметь ввиду, что современные спицы даже с базаров и недорогих магазинов оказываются несколько прочнее старых советских (редчайшее исключение в велокомплектухе, чтобы современные детали типа "абы продать" были лучше честных старых), впрочем не настолько, чтобы обязательно менять старые советские спицы, например, на дачном велосипеде, если они не поржавели.
Толщина новокупленых спиц несколько отличается от старых, но на работе колеса, собраного вперемешку из тех и других это сказывается больше теоретически (правда, разные спицы стараюсь равномерно распределить по колесу). Хотя на серьёзных проектах такого, конечно, не допускаю
Резьба в советских и импортных спицах разная - ниппеля не подходят!
При желании поставить "усиленные", толстые спицы, подумайте, что лучше - если лопнет тонкая нормальная спица, или если её, целенькую (прочная же!) с мясом вырвет из обода или втулки
Восстановить внешний вид неотмываемых потемневших (но без ржавчины) спиц можно
такРезьбу спиц я ничем не смазываю - наоборот, очищаю железной щёточкой. А по капле масла капаю ПОД НИППЕЛЬ, где он прилегает к ободу.
В колёсах "из раньшего времени" часто применялись шайбы-"семечки" под ниппеля, неплохо их сохранить. Врочем, ничего совсем плохого не будет и без них - ведь позже от них отказались из экономии, и ничего, ездят. Но ведь для себя делаем...
Неплохо также применить шайбы М2 (я беру оцинкованые в "Солди") под головки спиц на фланце втулки, как описано в дополнении к статье Ш. Брауна. Это несколько улучшит работу колеса - даже при установке спиц чувствуется, что они устанавливаются более надёжно. Понятно, нужно думать, куда и сколько их ставить - в статье об этом есть. Времени это занимает лишние две секунды на спицу, цена вопроса - гривен 5-10 на колесо, если не меньше.
Длину недостающих спиц, понятно, меряем по сохранившимся, а для нового, своего набора считаем одним из спицевых калькуляторов - их полный Гугл, в т.ч. и онлайновых. Я пользуюсь этим
http://yadi.sk/d/17Njnd_fCUCvu - привык, хотя он криво показывает (число крестов нужно указывать вслепую) при включеных темах "аэро" в Вин 7.
Из недорогих оцинкованых сейчас хороши спицы марок SLE и Flagman.
Обод, имеющий явные косяки, требующие рихтовки, в наше время проще заменить - при стоимости стального или алюминиевого дорожного обода 4-5 долларов... (это тема совсем другого разговора, но применять высокие обода при шинах толще 25 мм лично я категорически не советую нигде)
Кстати, если нужно заменить только обод, не меняя рисунок спиц или втулку, можно новый обод примотать изолентой в нескольких местах к собраному колесу. Проследить, чтобы отверстия ободов строго совпадали (в т.ч. и отверстие для ниппеля), чтобы дырки под спицы располагались одинаково на обоих ободах - имеется ввиду смещение влево-вправо от центральной линии для левых и правых спиц.
Спицы на старом ободе нужно несколько ослабить все по кругу. Теперь, совершенно не думая, можно переставлять спицы по одной со старого обода в такие же параллельные и соответствующие отверстия нового. Только через одну - сначала спицы той стороны, что ближе к новому ободу, потом - остальные, дальние от нового обода, иначе они просто не дотянутся. Важно не перепутать левые и правые спицы на новом ободе!
Один из моих ободов имел плавную, но размашистую восьмёрку - это сразу видно, если приложить его к ровной плоскости стола из ДСП. Об угол того же стола он и выправляется. Делать это потом спицами не рекомендуется - на сборку обод должен поступать максимально ровным.
Вложение:
P1010196.JPG [ 213.83 КБ | Просмотров: 183375 ]
Вложение:
P1010197.JPG [ 106.91 КБ | Просмотров: 183375 ]
Не сразу в СССР был наведен порядок с точным соответствием посадочных размеров шин и ободов. Поэтому очень неплохо бы перед сборкой колеса надеть на обод флиппер (не забыть) и ту шину в сборе, которая будет на нём работать. Накачать до максимального давления (написано на покрышке) и проверить, красиво ли стоит покрышка в ободе. Более-менее всё в порядке с дорожными ободами и шинами - хоть советскими, хоть современными. С туристовскими и от складных велосипедов возможны неприятные сюрпризы. Например, на Салют и Турист иногда очень неохотно натягиваются родные покрышки, может быть и такое, что она неправильно уляжется в ободе, который на пару мм больше положеного. Буквально в день написания этого материала автору пришлось перекидывать красивый полированый обод на туристе из-за того, что он оказался на 1-2 мм меньше по диаметру. чем того хотела немецкая покрышка. Она упорно самопроизвольно разбортировалась с одной стороны (но в разных местах) при накачке до полного давления. Притом что родная ездила на этом ободе вполне хорошо, и вторая покрышка отлично ужилась со вторым ободом. Перестановки и переворачивания покрышек показали, что только один обод и только с обной стороны был немного меньше. По радиусу - около 1 мм... Это было видно при настройке, но я не придал этому значения, да и на родных покрышках оно ездило километров 50, пока те немецкие шины искали...
Редко, но такие косяки вылезают, поэтому лучше перепроверить заранее.
Сборка и настройка колеса описывается в многочисленных пособиях и инструкциях, например в упоминавшейся статье Ш. Брауна. Можно попробовать сделать это самостоятельно, можно обратиться к мастеру. Многие мастера не возражают, если принесёте им собраное Вами колесо на настройку (обычно правильно набрать колесо терпения хватает, а вот настроить..) - тем более, если заплатить за всё.
Настройку можно производить прямо в вилках велосипеда (описывается в статье Ш. Брауна в конце), можно соорудить приличный станок, можно - примитивный, вроде моего дачного.
Вложение:
P1010241.JPG [ 148.27 КБ | Просмотров: 183375 ]
После этих операций обязательно контролируем (при одинарном ободе), чтобы из ниппелей не торчали спицы внутрь обода! Лишнее я стачиваю болгаркой.
Перед монтажом шин не забудьте натянуть на обод резиновую или пластиковую ленту - флиппер.
Вложение:
P1010222.JPG [ 178.36 КБ | Просмотров: 183375 ]
Здесь изгаляются - кто во что горазд. Например я под советские шины на родных ободах применяю резинки (родные, покупные, или можно вырезать хоть из старой камеры), изоленту ПВХ. Нужно заметить, что резинка здесь лучше современной китайской изоленты.
Под шины бОльшего давления - современные дорожные, туринговые, ашаны МТБ - тканевую лавсановую изоленту.
Под шоссейные шины с высоким давлением - фирменные пластиковые флипперы "Швальбе".
Сам монтаж шин неоднократно и много где описан в Интернете. Монтажными лопатками лично я практически никогда не пользуюсь - при правильной заводке закраин они обычно не нужны.
Вложение:
P1010225.JPG [ 143.17 КБ | Просмотров: 183375 ]
Вместо талька в качестве гетто-варианта можно натереть покрышку изнутри мелом или куском гипсокартона, но при этом нужно строго следить, чтобы внутри не осталось ни единой частицы размером с песчинку - она протрёт камеру, как протирают крошки газету, положеную сверху них на стол.
Принято располагать логотип на покрышке на том месте обода, где находится сосок под насос - так можно точнее определить место прокола и быстрее найти и извлечь застрявший в покрышке предмет, проколовший шину. Ну и эстетика.
Накачивать шину следует до давления, которое написано на покрышке. Там применяются разные обозначения давлений, но они легко переводятся, да и дублируются. На велосипедных насосах давление часто пишут в PSI (англ. фунтов на квадратный дюйм) - так вот 100 PSI - это 7 атм. Соответственно, советские колёса нужно качать примерно до 30-35 PSI, на современных давление написано.
В имеющихся у меня насосах с манометром такого типа правильную цифру (с) следует читать, когда полоска с ней ПРОШЛА ПОД СТРЕЛКУ. Т.е. на картинке давление чуть больше 10 PSI:
Мерять пальцем современные даже дорожные и ашановые горные шины глупо. Дело в том, что примерно после 2 - 2,5 атм. почти любое колесо ощущается одинаково дубовым при любом давлении, особенно с непривычки. И если для советской шины это как раз максимум, то для современной.. Ради смеха веду некоторую статистику - у "тёмных" забобонных велосипедистов "нормально" накачаная шина как правило, имеет ПОЛОВИННОЕ давление от положенного.
Это чревато проколами и очень сильно затрудняет движение велосипеда - некоторые коллеги поэтому и хотят десятирик менять на пятнадцатирик, чтобы легче ехать
вместо того, чтобы поставить нормальные шины и следить за правильным давлением в них.
Надеюсь, с установкой колёс на велосипед проблем не возникнет. Хочу напомнить разве что, что при наличии ободных тормозов (клещей, ви-брейков) накачаная шина может не проходить между колодками. Поэтому колодки нужно распустить - сбросить поперечный трос на классических клещах ХВЗ, откинуть специальный рычажок на клещах с боковой тягой, сбросить конец рубашки троса с рычага ви-брейка.
Ну и цепь ни в коем случае нельзя перетягивать даже на фиксе - так убиваются цепи, звёзды, каретка, втулка, а можно и раму погнуть. Об этом написано выше.