Решил написать небольшую статью на тему сборки фикса в условиях постсоветского пространства. Для начала хочу сказать что не обладаю большим опытом в этом деле, но некоторые ньюансы уловил, ими и хочу поделиться.
Итак. Для начала немного теории. Что такое "фикс", в том понимании о котором пойдет речь далее. Это велосипед с фиксированной, глухой передачей. Все! Трехколесный "Гномик" - это тоже фикс. К чему это я? Да к тому что не важно из чего вы собираете свой велосипед, нет никакого международного законодательного органа который регламентировал бы список рам, рулей, втулок и прочих деталей пригодных для сборки фикса. Закрепили заднюю звезду относительно втулки, натянули цепь - это фикс, всех протестущих - смело отправляйте к черту. Дело в том что сама "фикс-культура" отчасти возникла как своего рода протест против погони за брендами и ограничениями. Фикс это велосипед-неформал, для него важна лишь внутрення простота и понятность подчеркнутая стильной внешностью.
И еще одно небольшое теоретическое отступление. Отцом фикса можно назвать трековый велосипед. То есть велосипед предназначеный для гонок на велотреке. Собственно фикс это трековый велосипед в городе, порой с некоторыми улучшениями (в основном это касается формы руля). Поэтому наиболее удачными деталями для сборки фикса будут именно трековые.
Пожалуй любой велосипед начинается с рамы. Для нас в раме главное это ростовка, геометрия, форма дропаутов и вес. Ростовка, как понятно из названия, подбирается относительно роста человека который будет ездить на велосипеде, в интернете легко найти шкалу для подбора ростовки. От правильности ростовки зависит ваше положение во время езды и соотвественно удобство, это важнейший аргумент в пользу выбора рамы именно своей ростовки. Геометрия описывает форму рамы. Нам наиболее близка трековая геометрия, у нее укороченная база (вилка расположена ближе к сиденью) и приподнят кареточный узел. Если первое для нас не столь принципиально, то расположение кареточного узла отвечает за то насколько часто вы будете биться туклипсами, педалями, шатунами и даже звездой об асфальт, закладывая большой угол при повороте, переезжая "лежачих полицейских" или запрыгивая на бордюры, в общем пересекая городскую местность. Забегая немного вперед, скажу, что по этой же причине не стоит покупать систему со слишком длинными шатунами. Форма дропаутов (вырезы в которых крепится ось колеса) отвечает за натяжение цепи, которое производится вручную. Главное, чтобы они имели как можно более горизонтальную (параллельную земле) форму, иначе нормально натянуть цепь будет просто невозможно. Вес. С ним всегда все ясно. Чем он меньше тем лучше. Не будем на нем останавливаться. Что касается конкретных наименований, то Харьковский Велосипедный Завод (ХВЗ) в разные годы выпускал несколько трековых велосипедов, чьи рамы подходят нам полностью, а так же пару шоссейных, рамы которых отвечают нашим запросам частично. Наиболее удачным и редким является Тахион, наиболее распостраненным - трековый Рекорд (и его "спецзаказовские" модификации), а все наиболее доступным, похоже Старт-Шоссе (разумеется шоссейник с удлиненной базой, опущенным кареточным узлом и не совсем горизонтальными дропаутами). Впрочем, все три рамы вполне пригодны для сборки фикса, рекомендовать что-то другое не возьмусь, не пробовал... Хотя возможно именно у вас на балконе найдется какой-нибудь интересный трековый "француз" 60-х годов выпуска, думаю предоставленной информации будет достаточно чтобы его распознать. Так же замечу, что лучше всего покупать раму сразу вместе с вилкой, так как большинство современных вилок имеют отличный от советского стандарт резьбы и крепления, что разумеется затрудняет (а иногда и делает полностью невозможным) процесс сбора этих компонентов между собой.
Второй по важности деталью фикса является задняя втулка с намертво закрепленной на ней звездой. За долгие годы без доступа к нормальным деталям отечественные велолюбители изобрели немало нестандартных способов крепления звезды к втулке. Наиболее распостраненным из них является так называемая "дискозвезда". Суть фокуса заключается в том, что берется передняя(!) втулка под дисковый тормоз, вместо которого прикручивается звезда с заранее просверленными в ней дырами. Реализации такого способа я видел, думаю не стоит перечислять все его недостатки, упомяну лишь главные - это обязательное смещение звезды относительно оси и ослабление металла звезды в результате сверления дыр, nuff said. Но время идет и все более доступными становятся трековые втулки и соответственно стандартный способ крепления звезды - накручивание и закрепление локрингом (гайкой с обратной, левой резьбой, мешающей раскручиванию при обратном усилии). К слову, стандарт резьбы на втулке чуть ли не един во всем мире и составляет 35 мм, так что накрутить на BMX-втулку переднюю звезду с триального велосипеда не составит труда. В общем это огромная поле для проб и экспериментов. В любом случае, помните о том что надежность "глухости" вашей передачи - это ваша безопасность. Скрученая звезда или лопнувшая цепь могут стоить вам жизни, серьезно отнеситесь к этим деталям.
Что касается каретки... Во-первых, замените каретку! Как по мне, так это самый навязчиво-ломающийся и оттого достающий элемент велосипеда. Клинышки постоянно скрипят, в подшипники попадает песок, чашечки растрескиваются... Один раз установив нормальную каретку на пром-подшипниках под квадрат, вы избавете себя от кучи проблем на пару сезонов вперед. Но и с этим есть небольшие сложности. Дело в том что в случае с кареткой, советские инженеры решили отойти от мирового стандарта и посадили ее на отечественную резьбу, которую придется перерезать для установки современного оборудования. Делается это при помощи мечика в специализированных мастерских, вам придется поискать кто занимается этим в вашем городе. Что касается выбора самой каретки, то тут кроме вышесказаного необходимо обратить внимание на длину ее оси, от нее будет зависить чейнлейн - по-русски перекос цепи, он должен быть минимальным, а лучше отсутствовать совсем (собрав и установив колесо сместить заднюю звезду будет крайне сложно, поэтому чтобы не спадала цепь, передняя звезда должна быть с ней в одной плоскости). Длина оси каретки обычно подбирается опытным путем. В этом плане хорошо бы найти магазин-мастерскую где вам сразу и перережут резьбу и подберут каретку. Впрочем, наиболее распостраненная длинна оси каретки для сборки фикса на базе отечественных рам равна 110 мм.
Система. Найти синглспид (односкоростную) систему крайне сложно, ввиду все той же нераспостраненности фиксерского движения (ситуация напоминает бемерскую лет десять назад, когда все держится на группе энтузиастов собирающих велосипеды "из того что было"). Тут есть два варианта. Купить на рынке дешевую стальную китайскую систему или нормальную шоссейную (за нормальные деньги) с возможностью скрутить лишние звезды, ну и скрутить их к чертям разумеется. Как поступить - выбирать вам. Раз уж мы добрались к системе, скажу пару слов о расчете. Расчет - это отношение числа зубцов ведущей (передней) звезды относительно ведомой (задней). Например ваша передняя звезда имеет 42 зубца, а задняя - 16, соотвественно ваш расчет равен 42/16=2,625. От него зависит какие усилия вам придется прикладывать при езде. Для возможности резкого старта, торможения, подъема на крутые склоны, выполнения некоторых трюков необходим расчет поменьше. Для скоростной езды расчет нужен наоборот побольше, в противном случае при больших оборотах заднего колеса ноги будут забалтываться и дальнейшее ускорение будет невозможным. Мой личный опыт показывает что для езды по городу наиболее удачными расчетами являеются те что лежат между 2 и 3, все что меньше не эфективно, все что больше - слишком тяжело. Впрочем решать вам. Так же стоит добавить, что наиболее удачны расчеты имеющие значения дробных чисел, то есть когда колчичество зубцов ведущей и ведомой звезды не кратны друг другу. Объясню почему. При скиде (торможении со скольжением заднего колеса) ноги обычно принимают всегда одно и то же положение (толчковая нога сзади), соотвественно заднее колесо так же блокируется в определенной точке, причем при кратном отношении зубцов звезд, эти точки всегда одни и те же, разумеется покрышка протирается только в них и приходит в негодность, не смотря на общее нормальное состояние. При некратном же отношении, точка торможения колеса всегда различна и покрышка протирается равномерно. Учитывая технику езды на фиксе с постоянным скидом, это достаточно важный аргумент при выборе расчета.
Собственно говоря, наиболее важные вопросы при сборе фикса я описал, и кажется даже дал на них некоторые ответы. Что касается всего остального, тут все довольно просто и ограничено вашим вкусом и кошельком. Передняя втулка, как и задняя, лучше на промподшипниках. Существует мнение, не без оснований, что лучше не использовать втулку с эксцентриком, теряется жесткость, но при транспортировке это удобнейшая вещь, так что выбор за вами. Касательно руля, лично мне зачастую необходим верхний хват, поэтому использовать короткие прямые рули или рули "бараны" направленные вниз не рекомендую. При выборе педалей и туклипсов обратите внимание на ремешки, лучше всего кожаные, остальные регулярно рвутся. Вообще, езда в туклипсах чуть ли не обязательна, огромная часть "фиксерской техники езды" держится на этом. Спицы, обода, камеры? Тут правило трех "п" - покрепче, полегче, подешевле. "Покрепче" особенно касется ободов, лучше один раз взять двухслойные, чем регулярно ровнять дешевый металлолом. Обязательно купить нормальный плотный флипер (ободная лента)! Эта мелочь поможет вам сэкономить на проколах камер со стороны обода, да, такое тоже бывает и не редко. Что касается задней покрышки - это ваш расходный материал, с этим придется смириться, четыре покрышки на сезон это не предел, покупайте дешевые, твердые и много. Соотвественно сразу купить нормальный ключ для съема вашего колеса, пластиковые "ложечки" для бортировки (с ними вы сэкономите на проколах камеры бортируя колесо отверткой) и вертикальный велосипедный насос с манометром (накачать колесо на запрвке, увы, не выйдет, на тонких камерах свой "французский" стандарт, отличный от автомобильного), эти вещи значительно облегчат вам жизнь.
Вроде бы все. Напоследок хочу сказать что этот текст написан с одной стороны для новичков, желающих собрать свой первый фикс, с другой - в нем используется некоторые велосипедные термины, описание которых не входило в задачи этой статьи, думаю их значение вы с легкостью найдете в википедии или на иных просторах интернета. Так же напомню о том что текст основан на личном опыте такого же новичка и не может служить авторитетной точкой зрения или прямым руководством к действию. Фикс - это своего рода свобода, творческий полет. Ищите детали, думайте, ходите на трек, барахолку, веломагазины, спрашивайте, узнавайте, знакомьтесь, собирайте, красьте, крутите, смазывайте, едьте! Будьте осторожны и счастливы.
Выражаю благодарность всем кто в свое время умышленно или нет поделился со мной полученными знаниями в области велосборки.