Вдохновлённый успехом, решил попробовать сделать шкуру на спортивное седло. На моём любимом фиксе как раз седло в каку превратилось за 500 км (см выше). Предыдущее изделие насторожило тем, что кожа получилась довольно мягкой. Это вызывает опасения, что она быстро просядет нафиг, разве что не порвётся при этом, ибо новая. Тем более, что мне приходилось постучать по новенькому Бруксу B17 Imperial - так ощущение, что по фанере стучал. Причём дело явно не в зверской натяжке, а в твёрдости, жёсткости самого материала. Да и головой понимаю (головой?
), что спортивное седло таким и должно быть. Более того, пишут, что кожа растительного дубления (я понял, что у меня именно такая) не должна терпеть температуру больше 80 град. - дубильные вещества уходят - а я её кипятил... Нужно пробовать какую-то другую технологию.
Мой друг-сапожник в производстве кож не очень - он обувь отлично шьёт (в т. числе вручную) и ремонтирует, но там важно кожу мягкую получить, а в нашем случае - наоборот. Более того, я как-то не смог придумать ремесло, в котором нужно делать кожу твёрже
Хотя звонками друга задолбал, кучу советов получил, складной "Минск" ему попутно сделал
Изучил в доступных источниках, чего там Брукс творит (репортажи с фабрики, в т.ч. видео). Узнал ещё, что если кожу замачивать в воде с желатином (или ПВА, но нам ПВА, наверное, не годится), она после высыхания несколько твердеет. Попробовал на образце - таки да, но до "фанерного" звука Брукса далеко. Оставил этот метод про запас. Немного пошевелил мозгами.
Итак, сначала некрашеную кожу окрасил по подробным советам с какой-то то ли 22-й, то ли 27-й стр (у меня осталась краска в дырявых баллонах, закрученых скотчем - после первого седла). Коротко: сначала Саламандра для веллюра, потом - после высыхания - для гладкой кожи. Всё кисточкой из вскрытого баллона. Красил перед всеми издевательствами над кожей, пока она светлая, потому что потемневшую кожу та краска не перекрывает.
После этого бросил в горячую воду из-под крана минут на 20. Потом натянул на колодку, прибивая мебельными гвоздями. На этот раз не стеснялся - тянул плоскогубцами со всей дури. С удовольствием почувствовал, как кожа становится действительно податливой, обтягивает выпуклости и впуклости
колодки. В местах крутых изгибов (по углам) кожа на боковой части между гвоздиками уходит в складку - её трамбовал молотком, одновременно подтягивая плоскогубцами. После этого кожа держит новую форму секунду - нужно успеть вогнать гвоздь. Вообще, тянуть лучше клещами, упираясь аж в тыльную сторону доски-колодки. Для этого нужно не жлобиться на кожу, вырезая кусок с достаточным запасом. И колодку укрепить, по-видимому.Как я уже говорил, заготовка должна иметь минимальный размер 30х30 см что для пружинной сидухи, что для спортивной. Вот седло в процессе затяжки:
Вложение:
P1190188.JPG [ 98.96 КБ | Просмотров: 25176 ]
Далее колодка с кожей была помещена в духовку газовой плиты. Туда же последовал оконный термометр на 50 градусов. Включив самый малый огонь, дождался, пока термометр слегка зашкалит и открыл дверцу. Вобщем, так температурный режим и поддерживал - периодически открывая дверцу, да вынимая изделие, чтоб полюбоваться. Современные духовки позволяют тупо выставить 50 или 60 градусов, и не париться. Через
3 часа духовку выключил, и свалил из дому на час, оставив будущее седло внутри. Когда извлёк - обрадовался: всё красиво обтянуто, цвет - светло-коричневый...
Потом отлакировал в три-четыре слоя лаком на шеллаке (расскажу отдельным постом - оно того достойно). Вот часть гвоздей уже снята, верх лакирован, на углах-хвостиках видно окрашенную, но не лакированную кожу:
Вложение:
P1200189.JPG [ 88.84 КБ | Просмотров: 25176 ]
Потом шкура была вырезана сапожным ножом прямо на колодке и снята. При постукивании слышался почти "фанерный" звук!! Поверхность внутри оказалась бархатно-гладкой. Брукс бруксом
. На фотке это не очень видно - больше бабочку в кадр ловил, чем фактуру
:
Вложение:
P1010201.JPG [ 150.03 КБ | Просмотров: 25176 ]
Срезы подровнял наждачкой на дюрексе. Грани, где "уши" подгибаются, позже хорошо смочил и загнул внутрь, зафиксировав струбцинами через прокладки - так получились хорошие чёткие грани. "Уши" скреплены нержавеющей накладкой снизу на 4-х винтах М4 с шайбами. Пока возил шкуру туда-сюда, пока друг мне вытачивал заклёпки, да и когда лепил на каркас уже, она, естественно, сгибалась понемногу туда-сюда. Лак от этого несколько потрескался, однако это образовало симпатичный узор. После пробега 50 км подновил слой лака, причём увеличил в нём долю касторки. Теперь если трещинки и появятся - я не против
(на фото ещё без финишной лакировки). Что касается натяжителя - думаю, он призван регулировать первоначальную натяжку, а дальше его действительно нефиг трогать.
Вуаля:Вложение:
P1070217.JPG [ 83.18 КБ | Просмотров: 25176 ]
Вложение:
P1070218.JPG [ 99.1 КБ | Просмотров: 25176 ]
Ездить на нём уже гораздо удобнее, чем на просевшем и растянутом
Седло всё-таки имеет некоторую упругость - полностью повторить твёрдость брукса не получилось. Хорошо это или плохо - покажет эксплуатация.
Замеченые огрехи и недостатки: Неправильный раскрой кожи - волокна идут по диагонали, а должны вдоль. Сам дурак - пожлобился.
Маловата заготовка - не очень удобно тянуть было, и гвозди лимитировали линии обрезки - в паре мест даже на готовую шкуру залезли следы гвоздей.
Немного короткие колодки размечал на глаз, прикладывая то детали каркаса, то старые шкуры). Из-за этого пружинное седло приклёпано тупо заклёпкой к носику (хотя похоже, так оно и лучше, чем по-штатному), а спортивное еле натянул на место - пришлось даже специальную приспособу сварить. И небольшие продольные складочки на нём от этого появились. Они типа винтажности добавляют, однако - непорядок... Длина колодки по-видимому должна быть 26 см для пружинного седла и 28 см для спортивного.
Латунные заклёпки не учень удачно "на коленке" заклепались. Боковые в носике пробовал сделать вытяжными - тоже не сложилось, слишком твёрдый материал.
Вобщем - получилось. Если что не так - уже умею, смогу исправить.