Особенности отдельных деталейБонки можно установить на сварку только на дорожные и складные рамы. Желателен полуавтомат. Эстетические свойства такой установки, как правило, низкие. Прочность достаточная. На спортивных и туристических рамах сварка недопустима - следует применять исключительно пайку соответствующим припоем (см. выше, раздел "Рамы").
Однако всё-таки и на рамах из простой углеродистой стали бонки и другие мелкие детали лучше закреплять пайкой. Помимо всего прочего, это, как правило, старые классические рамы, и нарушать их эстетику и "идеологию" несвойственными технологиями не стóит.
Бонка (особенно проходная - узкое колечко под рубашку троса) - деталь мелкая, и площадь соединения с рамой получается небольшая, что отрицательно сказывается на прочности. Боротся с этим можно, применяя даже для дорожных рам припой ПСР-40 (из-за крайне малого его расхода стоимость получается невысокой, несмотря на дороговизну припоя), снимая лыску с бонки, а так же применяя специальные бонки с увеличеной поверхностью. Прочность такого соединения позволяет бить по бонке молотком на отрыв - при этом она деформируется, но на раме держится надёжно.
Вложение:
Комментарий к файлу: Самодельные проходные бонки с увеличеной площадью паяного соединения.
P1010318.JPG [ 424.65 КБ | Просмотров: 41438 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Лыска на бонке также способствует увеличению площади соединения.
22.jpg [ 18.32 КБ | Просмотров: 41438 ]
Пивоты под ви-брейки и кантеливерные тормоза бывают в продаже отдельно. Их торец, обращённый к раме или вилке, представляет собой отрезок трубы, фигурно обрезаный. Площадь паяного соединения очень мала, а нагрузки высоки, поэтому паять их опасно, особенно исполнителю с небольшим опытом. В этом случае придётся воспользоваться электросваркой. Понятно, ни о какой установке этих девайсов при помощи сварки на легированные (спортивные и туристические) рамы речи быть не может, но там они и ни к чему. Впрочем, это тема отдельного разговора.
На пайку хорошо устанавливать самодельные пивоты, у которых торец - просто цилиндр, подогнаный к вилке. Или высокие гайки - держатели сменных пивотов. Припой лучше выбрать ПСР-40, как наиболее прочный.
Вложение:
Комментарий к файлу: Такие пивоты автор предпочёл приварить электросваркой.
P1010388.JPG [ 338.05 КБ | Просмотров: 41438 ]
Мостики бывают трубчатые, полутрубчатые и штампованые. На заводе штампованые мостики крепятся контактной электросваркой ("точечной"). Бывает, соединение не выдерживает, и его приходится восстанавливать. Опыт показывает, что не всегда привареный электросваркой мостик служит долго, поэтому для ремонта предпочтительна пайка припоем, соответствующим раме (см. выше). На туристических рамах, где с начала 1970-х гг применяются штампованые мостики, варить их нельзя!
Трубчатые и полутрубчатые мостики на дорожных рамах допускается приварить (однако всё-таки пайка лучше, в т.ч. из эстетических соображений), на спортивных и туристических - только паять соответствующими припоями.
Для предотвращения поломки мостика хорошо дополнить его заводское крепление сваркой (только на дорожных рамах!) или пайкой, не дожидаясь разрушения.
Вложение:
Комментарий к файлу: Полутрубчатый мостик, удачно восстановленый электросваркой.
P1010397.JPG [ 382.02 КБ | Просмотров: 41438 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Самодельный трубчатый мостик - пайка латунью.
P1010394.JPG [ 311.23 КБ | Просмотров: 41438 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Усиление штампованого мостика - пайка латунью.
P1010269.JPG [ 429.52 КБ | Просмотров: 41438 ]
Дропауты на всех велосипедах обычно изготовлены из простой углеродистой стали, поэтому само тело дропа допускает электросварку. Это позволяет в некоторых случаях обойтись его ремонтом вместо замены. Категорически не стóит ремонтировать треснувшие дропы передней вилки, задние горизонтальные дропы. К ремонту задних наклонных дропов нужно подходить взвешенно и ответственно. Собственно говоря, ремонт целесообразен только в одном случае - когда при аварии задняя перекидка вместе с "петухом" сработали, как рычаг, и отломили
часть нижней ветви. В каждом конкретном случае нужно подходить индивидуально - важно, в каком месте произошёл перелом, возможность сделать усиливающую накладку, одно- или многоскоростной велосипед, тип крепления перекидки и т. д.
Замену, усиление крепления (или восстановление крепления, если дроп отвалился целиком) дропаута дорожной рамы можно производить как электросваркой, так и пайкой. По возможности (ответственное место!), при пайке нужно применять серебряный припой, лучше ПСР-40. Хотя и заводская пайка латунью служит десятилетиями.
Естественно, дропы спортивных рам устанавливаются исключительно на пайку серебром, лучше - ПСР-40.
Вложение:
Комментарий к файлу: Самодельный дропаут - пайка ПСР-40.
BC-13.jpg [ 59.82 КБ | Просмотров: 41438 ]
Ещё некоторые важные моментыПри работе важно помнить, какие части рамы как сильно нагружены. Наиболее нагружены концы нижней наклонной трубы - поэтому нужно особенно тщательно следить за качеством сварного шва (на дорожных рамах), маркой припоя, температурным режимом и т.д. как при ремонте трубы, так и при напайке или наварке бонок . Лучше вообще избегать паяльных, и тем более, сварочных работ в этих местах без нужды.
Наименее критична верхняя горизонтальная труба рамы. Имеется опыт езды по грунтовым дорогам в течении нескольких дней с прогнившей до сплошной трещины трубой в передней части. Рама при этом слегка "играла", скрипела, но продержалась до ремонта (по-видимому, дамская рама такого обращения не выдержит из-за своей конфигурации).
Трубы рамы могут потребовать ремонта в случае полного разрушения, трещин, появления отверстий по разным причинам (ржавчина, выломаные мелкие детали, механические повреждения, сверление в ненужных местах, следы от электросварки на спортивных рамах). Для ремонта используется сварка (только на дорожных рамах) или пайка (на любых рамах, см выше раздел "рамы").
Во всех случаях дефектное место следует закрыть накладкой для разнесения нагрузки. Без этой меры сварное соединение долго не продержится, а паяное даже не удастся выполнить. Накладка должна перекрывать дефектный участок минимум на 1 - 1,5 см со всех сторон. В некоторых случаях - например, полностью разрушеная труба - потребуется трубчатая замкнутая накладка. Её можно сделать из двух полутрубок - для возможности надевания на трубу.
Вложение:
Комментарий к файлу: Неаккуратный, но надёжный ремонт трубы с накладкой - электросварка.
DSC02263.JPG [ 325.35 КБ | Просмотров: 41438 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Заделка отверстия, протёртого шатуном - пайка латунью.
P1010395.JPG [ 366.98 КБ | Просмотров: 41438 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Ремонт туристической рамы трубчатой накладкой. Накладка зафиксирована для пайки.
IMG_6851.JPG [ 210.01 КБ | Просмотров: 41438 ]
Работы можно выполнить как самостоятельно - тем, кто чувствует себя готовым к этому, так и обратиться к квалифицированным сварщикам или специалистам по пайке. Однако сварщик, несмотря на опыт, не всегда ориентируется в велосипедной специфике. Например, утверждение, что он варил "точно такую же раму", не обязательно соответствует истине. Просто бог сварки может не отличить раму трекового "Метеора" от рамы деревенской "Украины", тем более когда она "голая". Эта статья, в том числе, призвана облегчить взаимопонимание и сотрудничество с узкими специалистами.
Стóит напомнить, что за помощью в паяльных работах можно обратиться к мастерам по холодильному оборудованию или кондиционерам. Снова-таки учитывать велосипедную специфику придётся нам с вами.
В заключение хочется заметить, что удачно и долго эксплуатируются рамы (бывает, но далеко не всегда!) с мыслимыми и немыслимыми нарушениями технологии ремонта и модернизации, но оставим их на совести хозяев. Эта технически неграмотная публика играет в нехорошую лотерею.
С пожеланиями счастливых дорог без аварий, травм и поломок,
kisaФото автора, участников форума
http://tourist.kharkov.ua а так же позаимствованые из Сети.