Ну и тормоза. Всё устройство их на виду, как работают - итак видно. О всяких модернизациях-дерьмизациях в этой теме не говорим.
Родные советские колодки для эксплуатации заменяются на современные (при реставрации придётся гуглить восстановление свойств резины - например, сварить резинки в соде). Следует обращать внимание на крепления - на ХВЗ колодки были с резьбовым и безрезьбовым штоком:
Резьбовой
Вложение:
IMG_3773.jpg [ 24.3 КБ | Просмотров: 25401 ]
Безрезьбовой
Вложение:
338566792.jpg [ 12.8 КБ | Просмотров: 26716 ]
Резьбовые можно заменить современными шоссейными или
ашановыми горными. Плюс горных в том, что их положение (параллельность ободу) регулируется, таким образом избегаем кривой их работы, не прибегая к рихтовке рычагов тормоза.
Безрезьбовые могут иметь слишком тонкий стержень, который невозможно будет зажать. Придётся что-то химичить - например, подкладывать дополнительные шайбы диаметром 12 мм на штатные колечки-зажимы колодок.
Очень важно при установке колодок старого образца установить их таким образом, чтобы обод не вынул резинки из обойм при торможении! На верхней картинке показано правильное и недопустимое неправление вращения колеса относительно колодки. Проверяёте это уже на устаноленном тормозе, ибо на переднем и заднем колодки "смотрят" в разные стороны, возможны ошибки.
При установке колодок может выясниться, что рычаги искривлены. Они вполне допускают аккуратную рихтовку - для этого нужно в овальную щёль рычага вставить что-то вроде отвёртки, и действовать ей, как рычагом, добиваясь параллельности колодки ободу.
Смотрим детали. К раме или вилке крепится коромысло - поперечная деталь, на которой находятся оси рычагов. Осматриваем его на предмет трещин (их почти не бывает). Смотрим на оси рычагов на предмет износа. Можно надеть нв ось "свой" рычаг и оценить люфт. Люфт можно минимизировать, попробовав разные комбинации коромысел и рычагов - если есть запас. Если всё в порядке - коромысло идёт в работу. Оси рычагов развальцованы в корпусе - развальцовка могла ослабнуть. Это легко исправляется кернером:
Вложение:
P1010283.JPG [ 170.58 КБ | Просмотров: 26716 ]
ВАЖНО! Передние части осей при развальцовке НЕЛЬЗЯ упирать в металлические предметы. Иначе конец оси неизбежно расклепается, и на него невозможно будет натянуть рычаг! А если рычаг получится пропихать через расклёпаный конец, на раброчей части он будет болтаться. Я упираю оськи в дубовую паркетину.
Осматриваем рычаги. Трещины маловероятны - сплав довольно пластичен. Зато возможны искривления, которые, впрочем, легко рихтуются. Окончательная рихтовка производится позже - при регулировке колодок, как описано выше.
Надеваем рычаг на коромысло, смотрим люфт. Он должен бытьедва заметным, а лучше, если рычаг свободно проворачивается на оси без люфта. Лечить можно (помимо замены) одним из классическиз слесарных способов: от недолговечного кернения краёв отверстия, до "перевтуливания" рычага с последующейразвёрткой отверстия в точный размер.
Здесь отмечу, что рычаги постперестроечных тормозов для евроудешевления могут оказаться без впрессованых бронзовых втулок (на фото ниже втулка видна) - отверстия просверлены тупо в алюминиевом теле рычага. естественно, такие рычаги не столь долговечны, но если люфт небольшой - почему бы не использовать такие.
Рычаг на оси коромысла крепится болтом М6 с шайбой. Болт этот ДОЛЖЕН быть вкручен и затянут как положено, до упора. Но иногда толщина рычага в этом месте больше длины оси. Это приводит к тому, что рычаг тяжело проворачивается, причём вместе с болтом. Такого быть не должно! Нужно спиливать материал рычага напильником, периодически надевая его на ось и закручивая болт - до тех пор, пока всё не придёт в норму. Перед этим вычищая из отвесртия стружку.
Вложение:
P1010286.JPG [ 137.3 КБ | Просмотров: 26716 ]
Левый и правый рычаги взаимозаменяемы, хоть и не всегда одинаковы (в тех местах, где крепится поперечный короткий трос). Этим можно воспользоваться для того, чтобы "с лица" поставить рычаг, на котором лучше выбит или сохранился логотип, и который вообще лучше выглядит. Рычаги от разных модификаций похожих тормозов в одном механизме использовать не стОит - у них может не только логотип отличаться, но и геометрия на кааие-то миллиметры и градусы. Такой тормоз невозможно будет нормально отрегулировать.
Пружины должны быть визуально одинаковыми, симметричными.
Сборка врядли вызовет какие-то вопросы. Подбор пружин тормозов и установка уздечки описаны здесь
viewtopic.php?f=31&t=160854&p=1379087#p1379025 При установке могут возникнуть сложности! Это описано здесь:
viewtopic.php?f=31&t=224252&p=1378727#p1378727На самых последних советских спортивных велосипедах ХВЗ устанавливали тормоза с боковой тягой - по образцу спецзаказа. На Туристе - пошире и без рычага для разведения тормозных колодок (тем не менее натыкался, как этот убогий туристовский тормоз иные барыги выдавали за СЗ и лупили фиксерские цены
).
На Старт-Шоссе 90-х гг (под деколями "Спорт") - почти копия спецзаказовского. С малым ричем, короткими рычагами и рычажком для разведения колодок при демонтаже колеса. Пользуясь случаем, напомню, что этот рычажок в рабочем положении направлен вниз, а для демонтажа колеса (чтоб шина прошла) он отводится вверх.
Вложение:
P1010384.JPG [ 189.44 КБ | Просмотров: 26716 ]
Тут вообще не знаю, о чём говорить - две детали... Есть нарекания на плохую работу тормозов такого типа - не в том смысле, что плохо тормозят, а в том, что левая и правая стороны неравномерно отпускаются. Колока при этом цеплянет обод. Лечится проверкой одинаковости плеч единственной пружины, надёжной и правильной установкой и фиксацией тормоза в раме или вилке.
viewtopic.php?f=31&t=248059&start=45#p1457581Насчёт регулировочных крутилок. Где-то до середины 70-х гг тормозные ручки на руле были красивой формы с встроеными регуляторами натяжения тросов. Поэтому кронштейны - клювы через которые выходят тросики у тормозов, просто направляли тросики. Никаких регулировок в клювах не было - только маленькая направляющая боночка:
Потом слоны-стойки ручек сделали убогой формы и регулировочный мханизм из них убрали. Вот тогда крутилки появились на клювах, а на последних тормозах с боковой тягой - прямо на одном из рычагов - его видно на фото последней модели выше.