По той информации, которой я обладаю - это опытный образец, который не пошел в серию! Штука очень редкая...
По опытным моделям у меня информации - море и есть основания считать ее исчерпывающей, по крайней мере по части имевшихся официальных моделей.
Существовал совершенно определенный порядок разработки моделей велосипедов. На все модели существовал ЗАКАЗ, выделялись ФОНДЫ и СРЕДСТВА, определялся ПЛАН разработки, испытаний и внедрения.
Просто так: "а не изготовить ли мне партию экспериментальных велосипедов вот такого типа" (разводя руками и чертя в воздухе линии) - ничего не создавалось.
Даже для того, чтобы конструктор что-то такое спроектировал - у него должно было быть время (на работе), и, соответственно - разрешение.
Мастеру, чтобы что-то спаять - нужны трубы, припой, чертеж, и опять-таки - разрешение.
Для того, чтобы сделать раму новой конструкции - нужны узлы новой конструкции, которые нужно сделать по спецзаказу в инструментальном цехе или на опытном производстве - опять же - время, занятость фрезеровщика, чертежи и т.п.
Чтобы покрасить - тоже самое, но в цехе покраски.
Комплектующие нужно было выписать и оплатить безналом.
На все - разрешения, письма и утверждения.
1960-е гг - это не 90-е, когда по углам валялось много всякого бесхозного...
Можно было, конечно, что-то украсть, перекинуть через забор, вынести через проходную в сапогах комплектующие и в гараже спаять-сварить... Но тогда речь не идет об официальной разработке...
Воспоминания, да еще и человека, не имевшего НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ отношение в объекту - это не документ и даже не свидетельство очевидца - это просто информация, которую нужно проверять и перепроверять, пока она не станет хотя бы ГИПОТЕЗОЙ.
Непосредственно про велосипед и историю его появления, она мне поведала, что её дядя долгое время работал на «ХВЗ» (и не «простым смертным»), а таких велосипедов была выпущена ограниченная пробная (прототипная, опытная) партия (чуть ли не 10 шт.), как новая модель специально к "Спартакиаде народов СССР" 1963 года. Модель руководство не утвердило (что-то там кому-то не понравилось, она уже не помнит), а саму малосерийную партию в последствии по дешевке отдали работникам завода, ну и, естественно, в серию модель так и не пошла. На веле есть характерная декаль посвященная «Спартакиаде», так же, как на некоторых других велосипедах ХВЗ 1963 года (В-34 и В-552). Декаль такая же, как и на В-34 (1963 года), но номер модели затерт (может специально?).
Декали люди выносили с производства и сами наносили, на что хотели. Я видел мопед Рига, весь обклеенный оригинальными декалями разных харьковских моделей - у тогдашнего пацана отец работал в покрасочном цехе ХВЗ.
По ее словам, все оригинальное, мелкие расходники не в счет. Звезда не с Прогресса, шатун звезды с заводским изгибом (есть фото).
Велосипед ВЕСЬ собран из разнокалиберных деталей с разницей в возрасте чуть ли не в 30 лет - это не наводит на мысли?
На правом дропе есть номер рамы: №1000 – 47.
Влад К предположил, что скорее всего - 1000 индекс изделия, а 47 - порядковый номер.
Не надо плодить байки и пустые фантазии - НИКОГДА не выбивали на рамах мифические ИНДЕКСЫ модели на ХВЗ - не было такого НИКОГДА!
Били год и номер рамы. Причем нумерация была часто не сквозной, а помодельной, а в отдельных случаях и погодовой (как, к примеру, на тандемах и многих спецзаказах - т.е. каждый год нумерация начиналась сначала).
Что касается этого велосипеда - он явно кустарный. Углы соединения труб и узлов - не промышленные, явно подгоняли под имевшиеся. Может, первоначально действительно была экспериментальная модель - например передняя часть рамы похожа на экспериментальный харьковский трехколесник), но потом раму перепаяли. Установить точно, что это за кочедрын, не имея его на руках - невозможно.
Стоит сравнить дроп с другими моделями - мне, честно говоря, лень лезть и сравнивать фото..
Часто попадаются рамы с какими-то фантастическими номерами, особенно на спецзаказах и странных "Тахионах". Умельцы били номера сами, для придания своей косорукой продукции достоверности заводского исполнения.
Я был знаком с человеком, который много лет выносил с завода комплектующие, узлы рам и трубы и паял в гараже рамы и вилки и собирал велосипеды, а потом через знакомых спортсменов продавал велосипеды желающим. Он чистосердечно сказал, что выбивал номера на раме "от балды" - лишь бы были двух-трехзначные - "типа спецзаказ". Сколько он наваял таких велосипедов - он сказать не смог - несколько сотен точно в 1970-80 годах. Делал и обычные дорожные велосипеды из всяких разных кусков - по просьбам трудящихся, в том числе с маленькой высотой рамы и маленькой же передачей - для пенсионеров, чтобы на селе продукты из магазина возить.. Рассказал, что самой большой проблемой был хороший припой и он иногда использовал, что под руку попадется.. Некоторые спортивные рамы отдавал хромировать какому-то знакомому на другой харьковский завод. Потом продавал велосипеды типа "из сборной СССР".
Я уверен, что таких персонажей и подобной "продукции" было немало. Если мы занимаемся историей завода и его продукции, то все же надо распространять ДОСТОВЕРНЫЕ знания, а не "тетя Сима сказала дяде Саше, что их сын Сережа рассказал про Васину дочку Катю..."
И комплектацией велосипедов стараться придерживаться образцовых фотографий, чертежей и 100% аутентичных образцов. Иначе вся эта деятельность теряет всякий смысл...
Можно взять любую раму, произвольно покрасить ее, обвесить тем, что под руку попалось и сказать "так было, я слышал" - кому это нужно в итоге-то?