Доброго времени всему сообществу.
Хочу поделиться своим опытом восстановления и доработки советского кожаного седла.
За это дело решил взяться после того, как перепробовал не менее 5 современных седел (включая Брукс) на своем электрическом велосипеде средней мощности. Упоминание о мощности не лишнее - велосипед тяговый, педали на нем крутить приходится крайне редко. Соответственно в качестве сидушки нужно отнюдь не спортивное седло, а комфортный диван, но такой, чтобы опце не уставало и не потело.
Брукс был всем хорош, но та модель, что удалось купить, не совсем соответствовала "диванному" концепту, и кроме того имела тонкие двойные рельсы - пришлось ставить переходники, без них оно не фиксировалось в держателе. Отдал за долю малую тому, кому оно больше подходит. У покупного широкого "Velo" на 2-й сезон езды треснуло пластиковое основание, и это несмотря на наличие неплохого подседельного амортизатора-ромба. Кроме того, седла этого типа вместо пружин снабжены красивыми макетами пружин, которые функцию свою, при немерянном весе, не исполняют от слова вообще. И т. д. А сезон тем временем уже начинался.
И тут я вспомнил, что на даче валяется пара старых советских седел. Но каково их состояние, в памяти не отложилось, они просто мирно лежали в кладовке многие годы и глаз привык не обращать на них внимания. Рванул туда, и кроме них откопал еще и совершенно целый каркас от аналогичного седла: дачи у нас старые, на свалках попадается много любопытного добра. Причем этот каркас оказался практически в идеальном состоянии, т. к. хранился под стропилами - там очень сухо и есть вентиляция.
Одно из двух седел со шкурами оказалось весьма интересным: в каркасе присутствует двуперая "косточка" под 2 доп. продольных пружины (т. е. этих пружин 6, а не 4), задняя С-образная деталь оцинкована, а не покрашена, болты основных рессор имеют шлицы, соединительный элемент между ними не из проволоки, а в виде массивной пластины.
Вот так выглядели седла до начала работ:
Т. е. кожу от времени повело, она пересохла и скособочилась.
Все три седла были разобраны на части, и все детали наилучшего сохрана оказались вместе:
Ржавчины на железе практически нигде не было, только на соединительной пластине под болты основных пружин обнаружилось несколько рыжих точек, поэтому пластина была отшлифована и облужена оловом.
Также я заменил закрепленный в стальном носе каркаса штатный шкворень-шарнир, удерживающий пучок "костей" каркаса воедино, на шкворень большего диаметра, чтобы избавиться от характерного для советского седла люфта передней части седла в вертикальной плоскости.
Из двух кожаных покрышек выбрал ту, которая оказалась сделанной из 2 склеенных между собой частей, ее меньше повело и кожа была в отличном состоянии, только очень сухая. Заклепки удалил без всякой жалости и выбросил, нечего там жалеть, ибо родные заклепки на удивление убоги. Покрышку погрузил в тазик с горячей водой, и уже через считанные минуты она вспомнила свою исходную форму. Когда кожа пропиталась водой, довольно легко разделил обе части и склеил их заново клеем ПВА.
Далее последовал процесс сушки прямо на каркасе. При этом очень удобно воспользоваться эластичным бинтом для варикозников.
Досушивал в том же состоянии, подвесив над газовой конфоркой (огонь нужен очень слабый) и при включенной вытяжке. По окончании процесса сушки снял бинт - шкурка под ним оказалась достаточно твердой и звонкой и совершенно ровной в обеих плоскостях. Отшлифовал ее наждачкой разной зернистости и абразивной губкой, потом открацевал стальной щеткой в бормашинке.
Теперь осталось придать ей желаемый цвет и защитить от влаги. Вот здесь все очень хитро. Кожу очень трудно покрасить так, чтобы она потом не пачкалась. Специальных красок у меня нет, но возиться с их заказом не хотелось потому, что с кожей мне дело иметь доводилось довольно много, и я знаю, что в какой-то мере пачкаться она будет всегда, чем ее ни покрасишь. Даже бруксовские черные покрышки оставляют следы на одежде в определенных условиях, владельцы это не раз отмечали. И все же решил попробовать, для чего использовал несколько видов красящих составов: водяной готовый колер для краски, марганцовку, смесь марганцовки с анилиновым черным красителем. Каждый раз использовал закрепляющий раствор (ложка поваренной соли на стакан уксуса), но к сожалению после всех этих средств, уже после жирования, на "тестовой" ветоши оставались черные следы.
Поэтому в итоге плюнул, заново отшлифовал абразивами и железной мочалкой кожу "дожелта", и просто пропитал поверхностный слой обычным кремом для лица, а затем располировал. Получилось почти то, что надо: почти черный цвет, но с заметным теплым оттенком.
Кожа, она бывает очень разная, в моем случае она изначально шершавая, навроде нубука или замши. Поэтому в итоге после всех манипуляций покрышка не выглядит как лакированная, но и шершавой ее не назовешь - тактильно ощущения приятные, опа по ней не скользит, но и не "прилипает".
С изнаночной стороной все было проще - я просто покрыл ее горячей смесью натурального воска и касторки, растопленных в общей таре. Здесь важно получить тонкий защитный слой, но не пропитывать кожу насквозь - это может ее испортить.
Далее решил вопрос с заклепками. Специальных и подходящих решил не искать, медных или латунных тоже - этот стиль просто не идет к общему стилю моего электровела, где основные цвета черный и серебристый (матовая черная эмаль + хром, алюминий и нержа). Потому поступил так - подобрал в магазине подходящие винты М4 со шляпками большого диаметра, сточил их в патроне дрели с помощью встречного вращения бора с абразивным диском до почти плоского состояния, и облудил оловом, чтобы не ржавели.
Здесь есть один нюанс - олово в таких случаях нужно наносить предельно тонким слоем, иначе будет выглядеть коряво, а если потом шлифовать, можно частично обнажить стальную основу. Поэтому необходимость последующей шлифовки нужно исключить. Тонкое лужение достигается так: винт прочно удерживается скажем медицинским зажимом, головка облуживается оловом при помощи раствора солей цинка (т. наз. паяльная кислота), и тут же одним быстрым движением, пока полуда не остыла, вытирается сложенной в несколько раз мягкой ветошью. Если немного потренироваться в этом, в итоге получается идеально.
В штатном варианте подобные седла имеют 5 заклепок, но я решил поставить на заднем обводе 2 дополнительных между двумя штатными: есть ощущение, что в СССР на них просто сэкономили, а с ними вид седла гораздо лучше.
Креплению основных пружин дополнительные заклепки не мешают, если винт обрезан заподлицо с гайкой.
Торцы обрезанных винтов я также облудил, а еще на всякий случай закрыл эти точки смесью садового вара с пчелиным воском (легкоразборный самодельный герметик, которым я удачно пользуюсь и в других случаях). Штатные скобки крепления шкуры к носику каркаса упразднил, закрепив ее на этом участке так же, как она крепится на задней части, только проложил между кожей и железом резиновые шайбы.
Под гайки винтов-заклепок с внутренней стороны подложены оцинкованные шайбы М4, при затяжке гаек принимающие изгиб, повторяющий изгиб ответной поверхности, что кстати препятствует самопроизвольному раскручиванию гаек.
Еще один момент - защита кожаной изнанки шкуры от непосредственного контакта с продольными витыми пружинами под нагрузкой. Можно там подложить и закрепить какой-то щиток из пластика, но я пошел другим путем - просто надел на каждую пружинку отрезки термоусадочной трубки.
Седло обкатал, оно в итоге получилось очень удобным и по ощущениям понравилось даже больше, чем мой прошлогодний Брукс. Кстати заметил бы, что металл каркаса здесь в целом массивнее, а чистота обработки поверхностей под хром и цинк выше, чем было у того Брукса.