К сожалению, ряд коллег, не пересмотревших свой детский опыт, считают такую конструкцию ущербной, виновной в своих детских неудачах. Они не готовы по-взрослому подойти к работе с узлом.
Кроме того, в некоторых случаях, желательно применение алюминиевых шатунов – такие шатуны устанавливаются только на вал с квадратной или ещё более прогрессивной посадкой.
Дизайн проекта может требовать какую-то определённую модель системы.
Иногда проект начинают с чистой рамы, не имея штатных деталей для установки и возможности их приобретения.
(Труды, подобные этому, не читают представители породы «улучшателей». У таких бывают ещё соображения по замене вполне годного узла, которые невнятно формулируются вроде «квадрат лучше» и сопровождают бормотанием про «прогресс». Зачастую качество прогрессивных деталей, которые стремятся приобрести подешевле, не выдерживает не только эксплуатации, но и монтажа, что часто подчёркивается особенностями таланта «улучшателей»)
Во всех этих случаях, крокодиловод практически обречён на перевод узла на комплектующие современного образца – в первую очередь, картридж.
Рассмотрим особенности такого решения.
Из-за разницы стандартов резьб, резьбу в раме приходится перенарезать в мастерской. Часто можно обойтись и без этого – дешёвые картриджи имеют стальные чашки, которые с насилием вкручивают в раму.
Вопреки распространённому мнению, насильное вкручивание картриджа часто не настолько портит резьбу, что потом невозможно вернуть родные детали. Тем не менее, нужно внимательно всё взвесить, идя на такой шаг.
В дальнейшей эксплуатации, в этом месте могут возникать безвредные, но трудноустранимые скрипы, независимо от способа получения резьбы в раме. Пугаться таких скрипов не нужно, но есть опасность, что они притупят бдительность, и будет пропущен действительно опасный скрип – ослабление посадки шатуна. В этом случае велика опасность привести шатун в негодное состояние ещё до конца поездки!
Иногда скрип удаётся побороть, подтянув (или немного ослабив-подтянув) чашки. Для этого нужно снять шатуны.
Установка и демонтаж картриджа подручными средствами невозможны. Придётся обзавестись специальным ключом, лучше – не самым дешёвым. В дальнейшем, из-за полного незнания велосипедиста о происходящем внутри механизма, этот ключ и съёмник шатунов желательно всегда иметь с собой.
Вложение:
dsc07110.jpg [ 88.15 КБ | Просмотров: 8009 ]
Долго ходящий картридж может закиснуть в раме (что интересно, закисание может не устранить скрип), и при необходимости его извлечь, особенно не самым лучшим ключом, работа может застопориться НАВСЕГДА из-за невозможности его демонтировать.
Вероятно, чтобы уберечься от этого, нужно при сезонном обслуживании снимать шатуны и шевелить резьбу.
Картридж требует покупки соответствующей системы, даже если родная сохранена. Дешёвые системы под квадрат обычно настолько некачественны, что не стоят даже своих небольших денег.
Вложение:
P1010003.JPG [ 204.6 КБ | Просмотров: 8046 ]
Для демонтажа шатунов необходимо приобрести специальный съёмник. Хранить (а то и возить с собой) его желательно с ключом для картриджа. Без такого съёмника ключ бесполезен – к картриджу не подобраться. Снятие шатунов подручными средствами возможно, но тяжело и рискованно.
Вложение:
Комментарий к файлу: Кто-то не знает про универсальный съёмник...
7db631366fe0.jpg [ 88.26 КБ | Просмотров: 8037 ]
Особенно тщательно необходимо следить за плотностью посадки шатунов на ось. При ослаблении её алюминиевый шатун приходит в негодность практически мгновенно.
Вложение:
DSCI1468.JPG [ 116.77 КБ | Просмотров: 8046 ]
Помимо нежности в месте соединения с валом, алюминиевые шатуны имеют ещё одно критическое место – резьбу под съёмник.
Такие шатуны обычно имеют резьбу под импортные педали – советские туда вкручивать нельзя.
Таким образом, подсчитывая бюджет проекта, необходимо учесть стоимость:
Картриджа
Ключа для него
Системы
Съёмника шатунов
Педалей.
Как правило, если вложения превышают примерно 40 долларов на новые детали, узел получается вполне работоспособным, и имеет долговечность, сравнимую со штатным советским. Но картридж ремонту фактически не подлежит, в случае неполадок требуется его замена. Кроме того, известны случаи, когда картридж недешёвых велосипедов выходил из строя без предупреждения и возможности дальнейшего, хоть какого-то движения. Такие ситуации усугубляет отсутствие у велосипедиста при себе съёмника шатунов и ключа для картриджей.
Ресурс картриджей до отказа – величина весьма случайная, и больше всего зависит от везения. Очень серьёзный недостаток - применение подшипников НЕ промышленного стандарта. Это не даёт возможности самостоятельно сделать «вечный» картридж, заменив велосипедные макеты - «промы» настоящими подшипниками. Кроме того, в большинстве картриджей особенности установки подшипников изначально предполагают их относительно малый ресурс. Не стоит надеяться, что в дорогих изделиях есть какие-то принципиальные отличия. Просто дешёвые – ещё хуже.
Во многих случаях такие узлы ходят долго и не привлекают к себе внимания, но только если строитель не экономил при покупке комплектующих, тщательно подошёл к их выбору и сборке. Если у Вас не получается хорошо собрать классический кареточный узел на линьях, будьте вдвойне внимательны при сборке современного!
В случае выхода узла из строя вдали от ремонтной базы, придтся совсем туго.
Хорошие картриджи начинаются примерно с таких:
Вложение:
P1010061.JPG [ 96.38 КБ | Просмотров: 7838 ]
Есть половинчатое решение, позволяющее использовать понравившиеся шатуны с квадратной посадкой, но избежать применения одноразового картриджа. Можно воспользоваться тем, что во времена массового перехода с клиновой на квадратную посадку системы, дорогие ашаны шли уже на квадрате, а дешёвые - на совсем некачественных клиньях. Те и те системы ещё устанавливались на обычную каретку с велосипедными регулируемыми подшипниками. И если удастся раздобыть вал под квадрат от дорогого ашана тех времён, с подходящей длиной и расстоянием между дорожками подшипников, его можно спокойно установить в штатные чашки ХВЗ. Проверив, не сместились ли от допустимых мест дорожки качения шариков на чашках и валу. Возможно, придётся подбирать размер шариков (6,0 или 6,3 мм).
Вложение:
sn-karetka-6-400x255.jpg [ 8.34 КБ | Просмотров: 8009 ]
Часто качественный вал можно отличить по креплению шатунов болтами, а не гайками. Кстати, шатуны с креплением гайками откручиваются только специальным ключом - обычная торцовая головка без обточки не входит в отверстие шатуна.