Представленные выше проекты – это отработанные, отточенные, проверенные и обкатанные, неоднократно повторенные конструкции. А давайте попробуем создать проект с нуля.
Зададимся целью создать, например, городской велосипед для зимы. Оговоримся сразу: автор не имеет ни опыта зимней езды, ни, честно говоря, желания. Поэтому рассуждения носят отвлечённый, учебный характер.
Зимние шины промышленного производства как для автомобилей, так и для велосипедов обычно несколько уже летних. Делается это для повышения удельной нагрузки в пятне контакта с дорогой. Такая шина эффективнее продавливает снег, грязь и т.д. , в то время, как широкая «всплывает» при движении, делая сцепление ненадёжным.
Фирменные зимние шины для велосипедов стоят весьма дорого, поэтому мы не будем ориентироваться на их приобретение. Но «подсмотрим» их малую ширину, и используем в нашем проекте тоже покрышки небольшой ширины, например 32 или 35 мм. В продаже бывают дешёвые китайские изделия такого размера со злым протектором - самое то на зиму, по утверждению знающих коллег.
Заглянем в таблицу соответствия шин и ширины обода. Под такую шину пойдёт одинарный обод посадочной шириной 19-20 мм. Прямо родной обод «Туриста» подходит – отлично, это не дефицит, их коллеги и бесплатно раздают. Возьмём такие обода… Стоп!
Зимой дороги обрабатывают всякой гадостью. В лучшем случае – солью. А самая вкусная еда для этих химикатов – алюминиевые сплавы, как раз из них и выполнены эти обода. Их этак и на одну зиму может не хватить. Даже если мы будем их мыть и протирать, раствор реагентов задерживается в месте, где покрышка прижимается к ободу, и удалить его оттуда невозможно. То же самое происходит в местах выхода спиц. Там реакция не остановится, пока не съест деталь.
Значит, обод от «Туриста» в исходном виде не годится. Выхода видится два.
Можно отдать такие обода в порошковую покраску – тогда на несколько зим их точно хватит. Но возникает проблема – передний тормоз. Велосипед для зимы должен быть бюджетным – это не основная машина, ей потом весь тёплый сезон работы толком не найдётся. Поэтому вкладывание труда и денег в устройство дискового тормоза себя не оправдает. Но если вдруг нам попадётся передняя втулка с барабанным тормозом – можно принять крашеные порошком обода от «Туриста».
Другой выход – применение стальных хромированных ободов. В местах дефектов хрома, конечно, сталь будет ржаветь в соляном растворе. Но всё-таки ржаветь, а не таять на глазах, как алюминиевый сплав. Конечно, проще всего добыть старые советские дорожные обода – например, от «Украины». Но их посадочная ширина 25 мм, что не согласуется с узкими шинами. Поэтому, примем такие обода, как крайний вариант на случай, если не добудем чего получше. В этом случае выберем к ним шины обязательно шириной 35 мм. Ведь 32 мм очень плохо стоят на таком ободе, а 40 мм – это уже не зимний размер.
В продаже попадаются старые велосипеды из Европы как в собранном, так и в разобранном состоянии. Подавляющее большинство из них – сити-байки, аналоги нашего «Туриста». На них применяются обода как раз интересующего нас размера. Самые старые из них – стальные. Вот такие обода с разборки и есть лучший вариант для нашего зимнего проекта.
Спицы хорошо бы, конечно, использовать нержавеющие с бронзовыми ниппелями. Но комплект этих спиц может увеличить бюджет проекта вдвое. Поэтому смиримся с оцинкованными. Не зная, стоит ли на зимнем велосипеде дополнительно смягчать колёса спицевым набором, примем универсальный набор в три креста на обоих колёсах.
Задняя втулка «Торпедо» будет идеальна по всем показателям. Переднюю возьмём советскую хромированную на 36 отверстий. Алюминий и здесь не рискнём использовать. Хоть втулка в растворе не купается, он всё равно на неё попадает. Вообще, будем избегать алюминиевых сплавов «ниже ватерлинии» - в том числе и в системе.
Передний клещевой тормоз итак плохо работает по стальным ободам, а зимой и подавно. Но зимой очень легко заблокировать переднее колесо, что весьма опасно. Поэтому слабый тормоз не сочтём большим недостатком, тем более, скорости невелики.
Не имея данных по поведению на зимних дорогах велосипедов разной жёсткости, с разной базой, но на одинаковых колёсах, рискнём действовать по летнему образцу. По своим характеристикам жёсткости наши колёса один-в-один соответствуют туристовским. Поэтому и раму возьмём от «Туриста». К тому же, это позволит получить неплохой «летний» велосипед, всего лишь, переобув его в летние шины соответствующего размера.
Человек в зимней одежде довольно неуклюж. Посадка привычным способом, с перекидыванием ноги через седло, может быть неудобна, а то и опасна – ведь стоящая на земле нога может оказаться на скользком. Кроме того, зимой больше риск падений, возможны ситуации, когда велосипед выскальзывает из-под велосипедиста, но тот приземляется на ноги, и прочие подобные казусы. С оглядкой на эти факторы, весьма заманчивым выглядит применение дамской рамы на зимнем велосипеде.
Поэтому принимаем раму от дамского варианта «Туриста». Конечно, её вполне можно заменить рамой аналогичного европейского велосипеда. Неплохой вариант – рама типа «миксти».
По сравнению с летней, крутить педали в зимней одежде тяжелее. Сопротивление движению зубастых шин выше обычных. Микрорельеф дороги с наледями, чередующимися снежными и асфальтовыми участками и т.д. требует невысокой скорости и создаёт дополнительное сопротивление. Эти условия явно диктуют передаточное отношение трансмиссии ниже «летнего». Недорогим и удобным вариантом видится использование системы - «трёхлапки» ХВЗ с малой звездой 40 зубьев. Она выполнена из стали, которая лучше алюминия сопротивляется соляному раствору, позволяет получить подходящее (в первом приближении) передаточное отношение со стандартной звездой 19 зубьев на втулке «Торпедо». В случае закисания посадки на валу, клиновое соединение будет проще разобрать, чем «квадрат».
Педали применим от «Туриста» из-за их зубастого профиля. Правда, сердечник педали у них алюминиевый – придётся смириться.
Сидеть вертикально при зимних поездках наврядли захочется – даже в отсутствие встречного ветра, на холоде хочется свернуться клубочком. Но и низкая спортивная посадка явно неуместна. Поездки, скорее всего, будут недлинными, руки не устанут, поэтому «баран» не будет востребован на таком велосипеде. Примем посадку с умеренным наклоном и одним хватом, для чего перевернём обычный дорожный руль.
Седло возьмём дорожного типа – широкое. Либо современное синтетическое, либо (некоторые зимние велосипедисты хвалят) из чепрака на пружинах – от «Украины».
Для защиты от всего, что летит из-под колёс, тем более, с нашей зубастой резиной, установим крылья. Возьмём самые широкие – от дорожного велосипеда. Продлим их брызговиками: Переднее назад так, чтобы по возможности защитить цепную передачу. Заднее назад, как это обычно делают, и вперёд до нижней ветви цепи.
Помимо плохих условий видимости на зимних дорогах, сам факт появления велосипедиста будет неожиданным для водителей автомобилей. Поэтому обозначить себя нужно как можно ярче. Наиболее заметный зимой цвет не кислотно-салатовый, как летом, а ярко-оранжевый. Именно в этот цвет красят транспорт, и особенно, спасательные средства для условий Арктики и Антарктики.
Окрашенные поверхности велосипеда невелики, но лучше пусть водители видят маленькое яркое пятно, чем не видят никакого. Придадим нашей машине арктический спасательный цвет.
Летом мы спокойно позволяем себе ездить, имея из светотехники лишь мигалки спереди и сзади. Однако в свете фар гораздо заметнее катафоты. Не станем пренебрегать ими на зимнем велосипеде – помним, нашего появления на дороге никто не ждёт. Установим полный комплект: оранжевые на колёсах, белый спереди и красный сзади. Чем больше их площадь – тем лучше. Добавим соответствующие мигалки.
По-хорошему, на рюкзак неплохо натянуть оранжевый жилет со световозвращающими полосами и добавить ещё одну мигалку. Зимой велосипед с велосипедистом должны напоминать новогоднюю ёлку!
Вложение:
zymovyy.jpg [ 126.99 КБ | Просмотров: 10486 ]
Рама+вилка – «Турист» - женский вариант, или аналогичные
Седло+подседел - «Украина» или аналогичные
Руль+вынос – дорожные, руль перевёрнут
Шины – 622х32 или 622х35, «зубастые» из дешёвых
Обода – одинарные, посадочная ширина 19 мм, стальные
Спицевой набор – в три креста на обоих колёсах
Передняя втулка – «Турист» или другая стальная, 36 отв
Задняя втулка – «Торпедо»
Передний тормоз – «Турист»
Передача – 40/19
Каретка+система+педали – «Турист», большая звезда демонтирована
Хороший ли велосипед получился? Кто его знает. Готов ли проект? Однозначно нет. Это набросок, первое дальнее приближение, всего лишь внешне напоминающее готовые проекты, показанные выше.
Какие-то моменты умозрительно отработаны так, что наврядли потребуются изменения, а какие-то придётся долго переделывать, испытывать и доводить. Некоторые сомнения вызывает, например, передний тормоз. Скорее всего, коррекции потребует передаточное отношение. Самый важный вопрос, стоящий здесь на пути от наброска к полноценному проекту– длина рамы. Не лучше ли поведёт себя зимой длинная дорожная рама (в дамском варианте) на тонких зимних шинах? Летом на туринговых колёсах характер её не очень приятен. А зимой? Неизвестно, и только сравнительные испытания дадут ответ.
И если ответ будет положительным, это тянет за собой и другие изменения. Чтобы сменой шин превращать зимний велосипед в приятный летний, придётся использовать обода шириной 25 мм (ведь летом на такой раме хорошо ездить на шинах 40 мм), а зимой остаётся использовать шины только 35 мм, с натяжкой работающие на таких ободах. Никаких 32. Или иметь летний и зимний вилсет.
Показанные готовые проекты прошли все эти стадии. Рекомендации, изложенные в них однозначны. Взято это всё не с потолка, в процессе допущены многочисленные ошибки и сделаны приятные открытия. По миллиметрам подбирались шины и обода, всё это испытывалось в разных вариантах, сравнивалось, обрабатывался свой и чужой опыт, и только после этого проекты опубликованы и могут быть рекомендованы для повторения.
Ознакомившись с принципами проектирования «крокодилов», подбора их частей, оценив готовые проекты, проследив за ходом мысли автора на предварительной стадии учебного «зимнего» проекта, и представив дальнейший ход работ по нему, вдумчивый читатель может попробовать сочинить велосипед самостоятельно. Ради того, чтобы Вы при этом действовали осмысленно и грамотно, и затевалась эта книга.
Дальше – сами
.