Здравствуйте, земляк или даже односельчанин (к сожалению, не знаю, как Вас по имени, а но никномеру - не красиво)!!!
Мне тут Киты нашего форума (Влад и Костя) выдали много авансов, за что им огромное срасибо, но спешу Вас разочаровать, я очень далек от темы мотовелосипедов и от В-901, в частности…
Правда, я очень хочу разжиться В-901, но пока не было возможности...
Я тут бегло прочитал, постараюсь влезть в дискуссию и помочь, чем могу.
Поскольку, у меня есть несколько дорожных велосипедов ХВЗ 1950-х годов и бедный, несчастный, ржавый, перекрашенный заборной краской с облезшим на втулках хромом ЛВЗ В-902 (1960), прошу мои слова воспринимать соответствующие…
Вопрос с правильным клеймом на втулках уже решили, но я повторюсь... Про втулки написано в
другой теме. У Вас, если эта втулка снята с оригинального В-902, то это только поздний В-902 начала 1960-х. Ранние стаканы втулок выглядят немного по-другому даже на В-902. В Вашем случае, по велосипедной части начинки они аналогичны В-110.
Вот так приблизительно должны выглядеть сами стаканы втулок на раннем В-901 (на фото втулки снятие с велосипеда ХВЗ В-110 "Прогресс" второй половины 1950-х годов):
Когда-то фоткал эти втулки для другого повода, «красоту» тогда еще не наводил.
По поводу самих ободов…
На В-902 стоят обода В-22, на В-901 – свои собственные. Найти их думаю можно, но очень сложно.
По поводу крыльев, опять же на В-901 - они уникальные и ни с В-110, ни с В-22 они не подходят. Да, с крыльев В-110 можно сделать (переделать) что-то похожее, но это будет уже не то.
Теперь расскажу, то что мне известно о ХВЗ В-901.
В 1955 году ЦКБВелостроения был разработан двигатель Д-4, а в 1956 году ХВЗ анонсирует его появление в продаже, в том числе с установкой его на велосипеды. Изначально его устанавливали на серийные дорожники, но поскольку конструкция велосипеда не совсем хорошо подходит для двигателя, то начались работы по адаптации фрейма велосипеда к установке туда мотора. В основным(!) результатом этих работ стало: рама была занижена, для улучшения тяги установлены 26’-е колеса, установлены амортизаторы на переднюю вилку. И вроде по данным печатных источников, к 40-летию октябрьской революции (переименовывают не только один проспект или улицу в любом городе) публикуют заявление в газетах, о старте продаж мотовелосипедов сразу 3-х заводов СССР (ХВЗ, ЛВЗ и РВЗ (Рига)) одновременно. Нет уверенности, что это было реализовано, особенно касатально ХВЗ. На сегодня факты владельцев В-901 говорят только о мотовелосипедах 1958 года выпуска и позже. В-901 выпускался достаточно малочисленно и не долго, т.к. его практически сразу по ряду причин начал вытеснять ЛВЗ В-902. Был еще и ХВЗ В-902 – но это вообще "тайна покрытая мраком" (хотя минимум один такой фрейм мне известен).
Как уже, сказал Влад, есть две серии В-901, а переход был в 1960 году (как и переход с В-110, на В-120, только не такой радикальный). Первая серия В-901 выпускалась с 1958 (1957) по 1960 год; вторая серия − с 1960 по 1962 год.
Вот фото В-901 первой серии (тот самый прибалтийский), на который стоит ориентироваться в данном случае:
Вот фото В-901 второй серии (из бывшего музея ХВЗ):
Переходы происходили плавно (а не резко), что я знаю, мотовелосипеды В-901 разных годов отличались:
− багажник (ранние − прогрессовский (В-110), поздние − украиновский (В-120));
− катафот (опять же: ранние − прогрессовский (пугвичка), поздние − украиновский (лодочка));
− дополнительный ручной тормоз на заднее колесо (на ранних, как тут уже заметили - полное отсутствие крепежа и самого ручного тормоза на заднее колесо, а на поздних, как раз уже наличие крепежа для троса на самой раме);
− наличие щитка велосипедной цепи (ранние - полное его отсутствие; поздние - в обязательной комплектации);
− обода колёс (ранние – крашенные, поздние - хромированные (по причине использования дополнительный ручного тормоза на заднее колесо));
− баки разного исполнения (самые ранние (1958) - бесшовный; более поздние (1958-1962) - со швом).
901 писал(а):
Просто есть в сети фото В-901 58г, с номером рамы 9.. с шильдиком как на В-110, а у меня 3133 но уже с шильдиком нового образца.
А вы уверенны, что номера рам в процессе изготовления всегда шли по порядку???
Я, например, нет. У меня есть вел 1959 года с номером рамы 888..., который по массе признаков был выпущен в начале того года, а на заднем крыле вообще еще и старый логотип ХВЗ (к этой теме еще вернемся), а продан(!) (т.к. есть документы) в конце июня 1959 года. Знаю массу велов 1959 года с более ранним номером рамы, но которые по массе признаков (в частности, тот же логотип ХВЗ на заднем крыле) были однозначно выпущены позже.
Влад К писал(а):
... послушать , что он думает на счет этого...
Влад, к сожалению, еще раз подчеркну, что далек от темы В-901, но мнение у меня по этому поводу есть и я его озвучу...
Вас, как я понял, смутил еще старый ХВЗшный шильдик?!
Начнем с того, что я допускаю, что В-901 уже были в самом конце 1957 года... хотя бы в виде экспериментальных (опытных) образцов, ну по крайней мере в начале 1958 года, так точно.
И, как мы знаем, переход с шильдика "знамена под глобусом ММ" (селедка - ММ) на "ласточку" на дорожных и легкодорожный (а не спортивных) произошел именно в 1958 году и этому есть масса примеров в виде В-110 и В-33 1958 года, как еще со старым шильдиком, так уже и новым. В принципе, думаю, это так же касается и В-901, только из-за того, что он не такой массовый, этих фактов не так много.