Хочу рассказать о случае, который произошел вчера в Лесопарке, о человеческой глупости. Рассказ не сильно короткий, но почитать стоит.
Предварительная информация: красной полосой на карте обозначена просека ЛЭП.
Я каждый день езжу на велосипеде через Лесопарк, занимаюсь спортом. За несколько лет я изучил в нем каждую тропинку. Есть какие-то любимые и нелюбимые места. Вчера меня почему-то дернуло поехать по дороге, по которой я вообще никогда не езжу и приехал я в точку А на карте.
В этом месте находится яр, в котором когда-то протекала речка. Дорога в этом месте широкая, она ныряет в эту яму. Дорога довольно неровная, каждый ливень размывает ее.
Перед тем, как свернуть от ЛЭП к точке А, я встретил велосипедиста, который пару раз неуверенно оглянулся назад, но продолжил движение мне навстречу. Я съехал в яму и нашел там двух парней примерно моего возраста, с велосипедами. Один из них сидел на траве и держался за руку. Второй выглядел довольно испуганным.
Я остановился и спросил, что случилось. Испуганный парень рассказал, что его друг, спускаясь с уклона, упал с велосипеда. Я осмотрел пострадавшего парня. Лицо его было абсолютно белым, на вопросы он отвечал с трудом, рука почти не шевелилась, а в районе ключицы у него выступал бугор, размером с небольшой апельсин. Периодически парень тупо терял сознание. Было похоже, что у него сломана ключица, и ему очень херово от болевого шока.
Упасть в этом месте очень легко. Я сразу понял, что случилось. Парень ехал вниз с уклона, который здесь местами около 45 градусов, возможно даже не сильно быстро, но в некоем месте, где земля обсыпалась, его чуть занесло, и от отсутствия опыта он начал тормозить и упал. Я такое видел много раз, эти овраги — очень опасное место в Лесопарке.
Самое грустное, что эти два товарища приехали сюда на арендованных велосипедах, без всякой экипировки, у них не было карты на телефоне, а лес они не знали. Лесопарк конечно небольшой, и в нем куча дорог, если ехать, то куда-нибудь выедешь, не заблудишься. Но ради таких случаев стоит задуматься. На вопрос, что они собираются делать, они неуверенно сказали, что нужно выйти из леса.
Прикинув, что до 4-й неотложки, хоть и прямая дорога оттуда (голубая линия на схеме), но расстояние больше двух километров, я решил, что они вряд ли дойдут. Я отобрал у целого товарища борсетку через плечо, снял с нее ремень и сделал перевязь. Сказал идти за мной, а другу везти их велосипеды.
Мы отправились к просеке, которая обозначена фиолетовой полосой — именно по ней ближайшей без проблем смогла бы проехать машина. Наш маршрут обозначен синим. Его большая часть идет вдоль ЛЭП (зеленая линия), причем сильно в гору, на солнце. Температура была 34 градуса. Я смотрел на товарища со сломанной ключицей и думал, что он сейчас тупо выключится. Дополнительным приколом было то, что под ЛЭП телефон не работает. Приказав соображающему другу двигаться вдоль ЛЭП, свернуть в первый поворот налево и потихоньку идти прямо, я сел на велосипед и махнул к точке B. Когда телефон стал ловить сеть, я вызвал к В скорую помощь, посмотрев, какой там адрес.
Дорога на большой скорости заняла у меня минут 7. Когда я приехал, скорая уже меня ждала. Я отправился обратно, периодически останавливаясь и убирая различные пни и коряги с пути, и машина поехала за мной. Где-то на половине пути я встретил группу велосипедистов, которых я сразу же "завербовал" и отправил вперед меня помочь этим двум друзьям. Спасибо парням, они сразу же согласились.
Скорая смогла доехать только до точки С, дальше дорога слишком сужалась. В машине был пожилой водитель и два немолодых фельдшера (женщина). Честно, не представляю, чтобы они смогли нести носилки, так что я схватил их сам, и пошел навстречу чувакам, но тут как раз они вышли на нас. Парень стойко прошел километр с хвостиком. На этом наши приключения благополучно (а я надеюсь, что дальше все у этого паренька будет хорошо) закончились.
Зачем я пишу все это так подробно.
Первое. Это подробная инструкция, что вы должны делать при происшествиях. В подобных случаях нужно трезво все оценить и быстро действовать, продумав мелочи. Не стесняться вызывать скорую. Вот эти двое, взрослые мужчины, в экстренный момент явно растерялись, даже не знали что предпринять в принципе. К подобным, кажущимся вам несерьезным походам (подумаешь, Лесопарк проехать), нужно готовиться: должна быть вода, лучше больше экипировки, подготовленный велосипед, желательно аптечка. Купите шлем, вот меня он уже спасал. Если случится что-то серьезное, вертолет за вами не прилетит, их у нас нет. А скорая не заедет в центр Лесопарка, и на руках не донесут. Я проезжаю на велосипеде большие расстояния (например в этом сезоне я уже проехал 2000), у меня огромный опыт, но все равно один раз на пару тысяч я падаю. Не стоит переоценивать себя.
Второе: не проезжайте мимо. Когда-то все велосипедисты в Харькове считали друг друга братьями и здоровались, сейчас даже это встречается редко. Парень, который оглядывался, но все же проехал мимо — мудак. Неужели так трудно помочь людям. Останавливайтесь всегда, если кто-то стоит или сидит на обочине. Возможно что-то случилось, возможно велосипед сломался, а человек не просит помощи.
И третье: да, если вы оказались в такой ситуации, не стесняйтесь просить помощи. Если вокруг несколько человек или групп, не просите помощи абстрактно, выберите самого бодрого и крепкого на вид и попросите помощи у него лично. В этом случае 99%, что человек не откажет.
Всем добра, и будьте аккуратными на дорогах. Надеюсь этот пост кому-нибудь поможет.