Добрый день. Добавлю чуть больше информации для подогревания дискуссии. Понял, что нужно более уважительно и основательно отнестись к вопросу. При ближайшем рассмотрении этой рамы и всего, что с ней связано, вскрылись некоторые факты, которые мне показались любопытными:
Во-первых, выяснилось, что на фланцах задней и передней втулок по 36 отверстий, а обода рассчитаны на 28 спиц. Соответственно, при попытках совместить (заспицевать такие обода на таких втулках) автору пришлось пропустить некоторые отверстия на фланцах. Хитро! Смело! Креативно! Делаю вывод, что такое кулибинство есть продукт поздних наслоений на аутентичный объект. Поэтому напрашивается предположение, что неродными являются или втулки, или обода велосипеда. Или вообще, ни то, ни другое.
Во-вторых, я в первый держал заднюю втулку с масленкой, которая работает по принципу шариковой ручки. Саму торпедо на разбирал, оставлил на закуску... На ведомой звезде разглядел клеймо. Фото приложил. Не скажу, что много видел клейм производителей, но такое мне не встречалось.
В-третьих, на меня произвела впечатление каретка. Точнее вал каретки. Он мне показался довольно тонкой работы — аккуратный, гладенький и блестящий. На привычном месте вала есть оттиск. Цифра «22» в прямоугольнике! Рядом с ним аналогичный, но менее четко прорисованный оттиск «17» в таком же прямоугольнике.
В четвертых, линия руля. Руль по форме очень похож на старые «прогроссовсие» (я их так называю) рули, но в центральной части перпендикулярный движению велосипеда участок довольно короткий. Могу предположить, что этот руль по форме близок не к дорожным, а к туристовским рулям 1950-х. Но это предположение строится на чисто теоретических представлениях. Плюс ко всему руль тонкий (детский) диаметром около 20 мм.
В пятых. Сам кареточный узел. Правая часть цилиндра заметно длиннее, чем левая. Есть приговорка «Кто мало видел – много плачет». Подозреваю, что такое решение довольно распространенное, но я не обращал внимания ранее. Мой опыт ограничивается дорожными велосипедами, на которых такие особенности не замечались.
После проведенной работы наметились более конкретный вопросы, ответы на которые могу дать только специалисты, более глубоко посвященные в историю отечественного велопроизводства.
1. С каких годов на втулках торпедо ХВЗ ставилось характерное клеймо «Харьков» прописными буквами. 2. Производились ли вообще в СССР обода под трубку диаметром 20 дюйомов. Откуда они могли взятся?
Относительно главного вопроса, обозначенного в названии темы (ЗИЧ или не ЗИЧ?), попытаюсь самостоятельно обозначить версии. Может быть после этого будет больше желающих высказаться.
Версия № 1. Это порождение советского велопрома конца 1940-х годов. Детский велосипед для мальчиков 10-12 лет. Первые цифры из выбитых на дропе «48» – это год выпуска 1948, а далее серийный номер рамы. Узлы исполнены как у велосипеда для взрослых ЗИЧ, значит рама произведена на Новосибирском заводе. Плюс рисунок ведущей зубчатки – «звезда» - популярный символ, который активно использовался в декоре ЗИЧ -1. Предполагаю, что этот велосипед комплектовался дорожными ободами и (возмжно) втулками ХВЗ. Позднее, колеса были переспецованы под другие обода. Эта версия основана в основном на внешнем сходстве узлов этой рамы с рамой ЗИЧ-1 и не учитывают знания счастливых обладателей настоящих ЗИЧ-1.
Версия № 2. Это продукт ХВЗ. Об этом намекает клеймо завода на стакане задней втулки с характерной надписью «Харьков». Такое клеймо, на сколько мне известно, ставили уже в 1950 году, поэтому в качестве диапазона дат производства рамы можно взять промежуток между 1950 – серединой 1970-х (например). Можно пофантазировать и предположить, что после перевода Новосибирского завода на исключительно военное производство и свертывания линии ЗИЧ-1, оставшиеся узлы рамы предали на ХВЗ. На пользу этой версии идут и педали – уменьшенные в размере копии благородных шоссейных педалей ХВЗ эпохи 1950-60-х
Версия № 3. Это француз. Его завез в Одессу какой-то моряк-фанат велоспорта для своего сына-подростка. Первоначально велосипед комплектовался системой переключения передач (как на шоссейниках), но когда она вышла из строя, неремонтируемый иностранный обвес демонтировали, и заднее колесо переспецивали под родную харьковскую «торпедо». На первый взгляд, эта версия очень неправдоподобная, но нужно учитывать тот факт, что эта рама до момента ее попадания в мои руки пылилась в гараже бабушки, которая в свое время была тренером велошколы. От нее осталось довольно богатое наследство, подавляющую часть которого составляли колеса под трубки. Детям нужно было же на чем-то тренироваться…
Понимаю, что начинаю уходить в дебри и фантазирование. Чем меньше достоверной информации, тем больше поводов для разных интерпретаций и спекуляций. Прошу прощения…
Друзья, прошу высказывать свое мнение. Дайте ориентиры. Подскажите, пожалуйста.
Вложения: |
IMG_20171118_173857.jpg [ 496.13 КБ | Просмотров: 1469 ]
|
IMG_20171118_174047.jpg [ 782.06 КБ | Просмотров: 1469 ]
|
IMG_20171118_174158.jpg [ 734.81 КБ | Просмотров: 1469 ]
|
IMG_20171118_174456.jpg [ 663.95 КБ | Просмотров: 1469 ]
|
IMG_20171118_180640.jpg [ 617.17 КБ | Просмотров: 1469 ]
|
IMG_20171118_180729.jpg [ 633.64 КБ | Просмотров: 1469 ]
|
IMG_20171118_181433.jpg [ 608.18 КБ | Просмотров: 1469 ]
|
IMG_20171118_181509.jpg [ 681.87 КБ | Просмотров: 1469 ]
|
IMG_20171118_182025.jpg [ 698.09 КБ | Просмотров: 1469 ]
|
|