Ну пока всё относительно цивильно было, да? Ремни поправьте и кислородные маски нащупайте: сейчас покатимся по наклонной.
Вам может попасться одна из пяти заводских конфигураций на 1, 2, 3, 5 или 6 скоростей.
Дополнительно, по размеру передней звезды их делят на standard (50T), +8% (54T), -12% (44T)
Чем дальше забредаешь в этот лес, тем больше начинаешь жалеть, что не адепт сингл-спида.
Нормальные разборные шатуны с BCD130 стали ставить только с 2013го, до этого была дешманская система с несъёмной звездой.
Сидят они на JIS квадрате. Я сначала думал, что насыпь, но похоже промы.
На практике стандарт с 3ск планетаркой имеет жутко высокие передачи.
Пользователи были обречены ездить на самой низкой передаче до конца жизни, поскольку поменять переднюю звезду не судьба.
А заднюю на больше чем 15T не даст поменять натяжитель цепи. Он необходим во всех конфигурациях из-за специфики тройного сложения.
1ск: тут, в принципе, всё хорошо. Низкий вес, нормальная задняя втулка и какая-то из жутких передач, которую вы будете любить и хвалить. Других то нет.
2ск: та же втулка, но с двумя звёздами. Переключает цепь конструкция, которой лучше было бы выйти на пенсию в викторианскую эпоху. Но передачи стоят близко, и за низкий вес я назову это лучшим вариантом. Не все граждане со мной согласны: некоторую популярность имеет установка шоссейного дабла и переключения ногой.
3ск: Просто так размножать звёзды в полноценную кассету не выйдет. Тройное сложение и неидельный чейнлайн слабо совместимы: цепь начинает падать.
Попытки скрестить складываемый задний треугольник и полноценную кассету с дерейлером предпринимались и предпринимаются до сих пор.
Даже на некоторых выставочных фото конкурсантов я видел лежащую цепь: представители производителя просто задолбались её поднимать, и им уже пофиг.
Бромптону деваться некуда, и они поставили планетарку.
3ск планетарку называют BSR (Brompton Standard Range), она же Sturmey Archer.
По всеобщему мнению, она является самой надёжной и беспроблемной.
Расстояние между передачами большое, но я не могу записать это в недостатки. Три скорости, что вы от них хотите?
Была ещё 3ск от SRAM с практически идентичной раскладкой передач, но я мало что о ней слышал. Возможно это хороший знак.
Ранее никогда не ездил на планетарках и это было моё первое знакомство с этим механизмом.
Постараюсь использовать слово "говно" как можно реже, чтобы не травмировать психику любителей старины.
Если что, прикладывайте кислородную маску к лицу и дышите глубоко.
Начнём с манетки. Говно.
Она настолько же удобна, насколько и выглядит.
Если на белом свете когда-либо был шифтер хуже, я рад, что мы не встречались.
Рычажок манетки раздвоен, чтобы во первых вы могли до него достать из крайних позиций, а во вторых, чтобы он при переключении с пониженной не пролетал среднюю передачу.
Логика натяжения троса аналогична распространённой у перекидок: чем сильнее натянут трос, тем ниже передача.
Сравнить планетарку не с чем.
Если взять какой-нибудь винтажный бомж-групсет из прошлого, типа Shimano SIS, который последние десять лет гнил на тряпочке стихийного рынка, то планетарка сольёт ещё в квалификационном раунде.
Её чёткость/скорость переключения на холостом ходу просто не из этого столетия. Иногда даже самый холостой ход для неё недостаточно холостой, и она может залипнуть, пока вы не поможете ей дёрнув шатуны назад.
Планетарку можно случайно переключить в состояние, где она расцеплена со всеми передачами. К счастью, у меня беспроблемная планетарка, и мне удалось сделать это только один раз.
Владельцы пятёрки переключают велосипед в режим самоката гораздо более уверенно.
Планетарка — это механизм отлаженный столетиями, без детских болезней.
Поэтому ответный упор штыря переключения передач не держится ни на чём, кроме самого вкрученного штыря и силы трения промасленных внутренностей.
Если вы решили подрегулировать конуса с выкрученным штырьком с цепью, а он потом не вкручивается: поздравляю, вам теперь нужно лезть внутрь и ставить ответный упор для штыря на место.
Ездить без штыря тоже нельзя: ответный упор может не просто сместиться и застрять в непонятном положении, а выпасть в механизм и очень весело провести время в окружении шестерней.
Ну подумаешь, сам дурак. Обязан знать и сдать экзамен на владение тремя скоростями идеального механизма.
Деды назад шатуны крутили, а ты чем хуже? Работает же.
А вот хрен. После того, как я сходил внутрь и сменил звёзды так, что теперь у меня высокая передача основная, а две пониженные на подхвате, при настройке у меня на высокой пошли проскоки.
Ну, значит хреново собрал, подумал я. Я же экзамена не сдавал, планетарных консерваториев не заканчивал. Перебрал ещё раз.
И опять на высокой скачет.
Разобрал, долго медитировал над внтуренностями, пока не пришёл к выводу, что всё было собрано верно. Там особо негде ошибиться.
Но единственный способ, каким может быть включена третья выглядел абсурдно. Получалось так, что нужные элементы внутри могли удержаться только если присутствует опора со стороны колеса.
То есть, она не может не скакать на холостом ходу, пока колесо вывешено. Ему нужна опора в виде асфальта.
Собрал назад, и с поджатым тормозом действительно остаётся на повышенной.
Но велосипед то с подвеской, которая впридачу слишком мягкая под мой вес.
Это вам не дуал-пивот с минимальным педал-киком: подвеска на кочках постоянно ослабляет натяжение цепи. И скачет на третьей тоже постоянно.
Но как так? Не может же быть, что компания со столетнем опытом пустила в серию механизм, где одна из всего трёх передач сделана через жопу?
Ещё как может. Этот гениальный дезигн судя по всему тянется ещё с доинтернетных времён. Вот самое старое упоминание, которое я нашёл:
http://yarchive.net/bike/sturmey_archer_hubs.htmlНе нужно быть инженером компании с вековым опытом, чтобы понять в чём проблема и как её решить: поменять форму зацепов для третьей передачи.
Понятно так же, что сделать, чтобы уменьшить эффект инженерной ошибки: поставить внутрь более сильную пружину (я свою просто растянул).
Чтобы из этого было сделано за прошедшие десятилетия: НИ-ЧЕ-ГО.
Ещё момент: сначала не понял, зачем в полости оси, где ходит штырь переключения до чёртиков смазки. Она же лезет наружу, грязь собирает.
Ну и вытер всё, на кой оно мне? Но после разборки всё стало ясно: канал для штыря напрямую сопрягается со внутренностями втулки.
Там нет ничего, никаких уплотнений. Если велосипед стоит под дождём, наклонённый влево, то вода будет пытаться проникнуть в самый центр механизма.
Не понимаю, как удаётся продавать это говно в 21 веке.
Похоже вместо инженеров в штате остались одни эффективные менеджеры.
Распродажа музейных экспонатов под лозунгами "необслуживаемый механизм", "нельзя ёбнуть ногой и погнуть", "пресвятой прямой чейнлайн".
Необслуживаемый механизм потому, что сложный, особенно когда там много передач. Его вынимают из втулки и целиком макают в масло. Типа обслужили. Внутрь же страшно лезть.
Погнутый переклюк продолжит переключать быстрее, и под нагрузкой даже чётче. КПД останется выше, да и передач там поболе. А что будет, если втулка поймает асфальт на цепь переключения?
Для тройного сложения чейнлайн очень важен, факт. Но остальные то ради чего мучаются?
Можно ли со всем этим жить? Понятно, что да. Но в простой трёхе херни на два туриста и три водана.
Втулка трещит на ходу на второй передаче, она же прямая.
Это нормально. Вторая, внутренняя трещотка, расцепляет весь планетарный механизм и он фривилит внутри колеса.
Для городского велосипеда это плюс, лучше бы трещала громче. Обе трещотки в большом городе глушатся шумом.
Можно переключать передачи стоя на месте. Это плюс.
Воспользоваться им ни разу не смог: давно всё на автомате заранее переключаю.
Хотел ещё о каких-то положительных моментах написать, но не могу их отыскать даже под микроскопом.
5ск: ныне не выпускаются, но это не означает, что их совсем невозможно найти на вторичном рынке.
Втулка с наилучшей раскладкой передач.
Надёжность её была крайне низкой. Она страдала всем, чем можно было страдать, но главной её проблемой был быстрый выход из строя при езде "между передач".
При неточном натяжении троса износ сокращал ресурс на порядки. Брмомптон с тех пор забил на 5ск планетарки.
Существует современная 5ск планетарка под бромптоновский треугольник, как сторонний апгрейд. У неё дырки между передачами расставлены практически как у трёхи BSR, но их пять.
Кошерности в ней конечно меньше, чем у старой пятёрки, но она не страдает самоуничтожением, что уже прогресс.
6ск: сумрачный гений скрестил пункты 2+3. Самый жуткий, тяжёлый, и, по заявлению производителя, самый продаваемый комплект.
Органично сочетает в себе все мыслимые недостатки. Планетарная втулка тут BWR (Brompton Wide Range), с совершенно безумным шагом трёх её передач.
Но не отчаивайтесь: чтобы закрыть дырки в раскладке планетарки, вам на помощь приходит викторианский дерейлер узкого диапазона.
Чтобы переключиться на одну передачу вам нужно синхронно переключить оба переключателя.
Прекрасная возможность определиться, какой из этих механизмов вы ненавидите больше.
Существуют переделки на 8 и более передач, путём замены заднего треугольника.
Есть 2ск планетарка в каретку.
Все они идут вне общего зачёта, т.к. никогда не были опцией от производителя.
Прикинуть что к чему можно в этом калькуляторе:
http://xldev.co.uk/bgc.html