Eсли не всех, то многих покупателей бюджетных великов настигала ситуация, когда на подобном аппарате с завода стоит дисковая механика малоизветных фирм. Та самая, которую опытные товарищи рекомендуют избегать и которую "только выбросить" и "уж лучше бы V-brakе'и стояли".
Проблемы с ней обычно три: постоянный ничем не устраняемый скрип, плохое торможение и моментальный перегрев и пропадание торможения при езде с относительно небольших горок. Смена колодок, регулировка ничего не дает.
Что до реальных причин такого поведения - ответа я в свое время не нашел. Звучит только изотерика из разряда "что вы хотели за такие деньги" и предложения просто поменять всё вместе на тормозилки известных фирм. А, забыл, существует еще мифическое объяснение, что виной всему неумение китайцами сварить правильный сплав для тормозных дисков.
В общем меня тоже не миновала эта дешевая механика. Досталась с великом Formula Thor 1.0. Просто закидать вопрос деньгами и купить тормоза от Shimano мне показалось неспортивным (я не жлоб, просто у меня кость жадная
), поэтому я решил таки разобраться в чем объективно отличие и причина. Забегая вперед - я нашел, более того обнаружил способ, как бесплатно и буквально за полчаса исправить неисправимое.
Мог бы долго расписывать ход изысканий, но не стану. Просто скажу, для понимания глубины, что в процессе был развеян миф про "волшебный" сплав фирменных дисков. Для этого был проведен спектрографический анализ сплава безродного китайского диска и диска Shimano RT10. Никакой магии, сплавы предельно близкие. Доходило и до утопических затей с доработкой колодок полоской (стрежнем) графита, что тоже не имело успеха
Вложение:
20220828_093031.jpg [ 718.48 КБ | Просмотров: 5230 ]
Ответ на вопрос, что не так с дешевой китайской дисковой механикой (вероятно и с дешевой гидравликой тоже) пришел случайно. Итак проблема в... роторах. Точнее - в рисунке отверстий и выточек на них. Если посмотреть на представленные на рынке роторы, можно заметить кардинальное отличие многих безродных моделей от моделей фирменных. Становиться очевидным, что не все китайцы понимают замысел для чего ротору волнистый край и отверстия и как они должны быть расположены. А нужны отверстия отнюдь не для красоты, снижения веса и даже не для охлаждения. Они требуются для удаления продуктов износа, пыли, грязи и газов из пятна контакта колодки и диска. Каждая точка поверхности колодки должна хоть раз за круг побывать над пустотой (отверстием или выточкой края диска). Те части поверхности колодки, что лишины этого, изнашиваются медленннее, их поверхность заполировывается своеобразной глазурью (т.н. Glaze - эффект) и начинают люто скрипеть. Кроме того, ввиду более медленного износа таких зон, вскоре львиная доля тормозного прижатия вскоре приходится именно на эти оносительно маленькие части колодки. Отсюда плохое торможение в целом и локальный перегрев при езде с горки (fade-эффект с размягчением и выделением газов и испарений смолы).
Как понять, что перед вами именно такой ротор? Очень просто. Нужно раскрутить его вместе с колесом и посмотреть на просвет. При вращении рабочая дорожка ротора должна выглядеть полупрозрачной вся (в той или иной степени). Без темных непрозрачных полос сплошного металла. Есть полосы? Вот они - ваши "мертвые зоны", где любые колодки будут глазироваться, скрипеть и плохо тормозить. Вот первые попавшиеся в поиске сегодня "неправильные" роторы:
Как бысто исправить такой ротор? Вкратце, исцеление проводиться путем рассверливания части отверстий (сверлом большего диаметра или цилиндрической фрезой до овальной формы) и/или увеличения глубины волнистости края диска. При этом нужно соблюдать симметрию и не увлекаться удалением материала в местах крепления лучей ротора. После расточки важно удалить заусенцы металла с помощью наждачки.
На практике, после расточки отверстий моих роторов
Yinxing DB-01 дремелем и фрезой, они разучились скрипеть и стали вполне себе удовлетворительным вариантом для повседневной рекреационной езды по городу. Уже 500+км от них слышен тот самый ласкающий слух звук сухого трения.
И, наконец, самое главное.
Описанное не стоит воспринимать как средство от всех болезней китайских тормозов и "серебрянную пулю". Манипуляции устраняют частую (но вероятно не единственно-возможную) заводскую причину скрипа. Расточка роторов лишь косвенно влияет на мощность (точнее - китайскую немощь) торможения. И совершенно точно не может повлиять на перегрев в экстремальных спусках (хотя и отодвигает пропадание тормозов в неэкстримальных)ДОБАВЛЕНО. Для адептов
Zero-Waste, и кто изложенное рассматривает не (только) как инструкцию "какие роторы не стоит покупать". Для тех у кого зачесались руки посверлить/попилить.
Общие рекомендации.
- Прежде чем приступить к работе не поленитесь сфоткать ротор и на бумаге спланировать какие именно отверстия будут рассверливаться и на сколько.
- Для увеличения перфораций рекомендую использовать в порядке трудозатрат пиление (болгарка/ножевка), сверление (в т.ч алмазное), лишь потом фреда и Dremel, как гораздо менее утомительный метод. Сверлить желательно с водой (если без воды, то ме-е-едленно), не допуская локального перегрева (побежалости) металла ротора. Напомню, при рассверловке отверстий стремимся убрать полосы сплошного металла при вращении диска. Отверстия по возможности распределяем непериодично (кроме отверстий в лучах - их нужно делать симметрично). После сверления остаточная толщина металла до ближайших отверстий или края не должна быть менее 1мм. Сверлить ротор на твердой плоской поверхности во избежание деформации. Неровные края выходного отверстия (фаску) снять сверлом большего диаметра (без фанатизма, не делая конуса)
- При нужде сделать вырезы края ротора (если край не волнистый), делать это желательно ножевкой по металлу или ленточной пилой, а не болгаркой (если болгалкой, то ме-е-едленно). Во избежание все того же перегрева материала. Трех-четырех выемок края будет достаточно. Выемкам тоже желательно располагаться со сбитой периодичностью.
- После проточки рабочую поверхность ротора желательно зачистить среднезернистой наждачкой (#240) c штриховкой поперек дорожки. Это сильно ускорит притирание колодок.
- С "неправильными" китайскими роторами (в т.ч и с копиями известных брендов) частично могут помочь
высокообразивные китайские колодки с керамической крошкой в компаунде. Например
красные Meroca или
зеленые Motsuv. Дешево, хорошо тормозят, тихие в дождь. Быстрее съедают ротор, что в случае его говёности несосмненный плюс (шучу). Работает это так: повышенный абразивный износ мягкого ротора снижает вероятность глазурирования медленно стираемых участков колодки (медленно стираемые участки колодки активнее стирают под собой глухие части ротора)
Примеры.1) Гордый скрипач с пафосным именем Wind Cutter. Сам рисунок часто встречается (160-180-203мм) и диски могут носить очень разные названия. По факту - копии и полукопии ранней неудачной модели Tektro MD-M300
2) Тормозной диск "мого любимого ашманчика" (орфография автора сохранена)
3) "Именитые" диски от Promax. Изрешечены отверстиями хорошо, только вот гурт ровный
4) Еще один очччень распространенный рисунок. Полный Aliexpress под разными названиями. Первоисточник дизайна - неясен