Тут уместны любые толковые сведения, если кто имеет опыт и желает рассказать.
Главное, что нужно сделать, строя синглспид, - натянуть цепь. Есть много способов натянуть. Вот обзор основных.
1. Специальные рамы.А. Рама с горизонтальными или наклонными прорезями в дропаутах. Горизонтальные - как правило, на трековых рамах. Наклонные - на большинстве синглспидов, в том числе на "Украине".
Наклон дропаутам нужен вот зачем. Очень многие нетрековые синглспид-рамы позволяют установить ободной задний тормоз. Но ведь звезды бывают разных размеров, цепь изнашивается, поэтому ось колеса может стоять в прорези дропаута на разных местах. Тогда сдвигается и обод. Однако тормоз всегда должен доставать до обода без переналадки. Значит, щель дропаута надо сделать перпендикулярной верхнему перу. Часто там, конечно, не 90 градусов, а 70 или 80. Скорей всего потому, что конструкторам удобней применять одну модель дропаутов на рамах разного размера.
На трековых рамах тормоза нет, и дропауты там самой простой формы: горизонтальные, открытые назад.
Иногда в этом узле есть болт, чтоб точней выставить колесо и не дать его оси ползать по щели (хотя обычно хватает и штатных гаек/болтов на оси втулки).
Можно придумать и специальные фасонные детали, которые прочнее фиксируют втулку и точнее регулируют натяг ремня/цепи. В этом смысле ремень гораздо требовательнее, чем цепь.
Щелевидные дропауты намекают, что лучше отказаться от втулки, зажимаемой шпилькой с эксцентриком. Тут желательна втулка, фиксируемая гайками или болтами. Ведь есть вероятность, что эксцентриковый зажим не настолько силен, чтоб удержать ось на месте. Проверять не очень охота, тем более что случаи бывают разные. В некоторых дропаутах и шпильку можно сломать, если затянуть изо всех сил, чтоб не сдвигалось.
Б. Рама с эксцентриковой кареткой.Шатуны здесь вращаются на подшипниках стандартного кареточного картриджа. Но картридж вкручен не напрямую в раму, а в специальный эксцентриковый узел, который можно зажимать в раме в разных положениях. Рама продается уже с ним. Кареточный стакан такой рамы намного больше по диаметру, чем обычно, и там нет резьбы.
Чтоб натянуть цепь, узел проворачивают в раме, а потом фиксируют болтами. Как именно - возможны варианты. Самый распространенный - болты снизу, перпендикулярно к стенке трубы.
Обычно эти болты защищены короткими трубками, приваренными к кареточному стакану.
Бывает, фиксируют и по-другому.
В. Рамы со сдвижными дропаутами.Мысль понятна по картинкам.
Г. Рамы с эксцентриковыми дропаутами. Хоть их даже в приличных странах принято пока считать странными, появление нескольких разных фирменных стандартов говорит об интересе к такому решению. Причем в некоторых версиях оно выглядит не так громоздко, как сдвижные дропауты.
Можно даже слегка усложнить. Этот вариант позволяет не переустанавливать калипер дискового тормоза, когда ставишь на синглспид другие звезды. К сочетаемости синглспидов и диска мы еще вернемся.
Trek показал, что эксцентриковый дропаут удачно сочетается с разборным соединением верхнего и нижнего пера (чтобы применить ремень). Разумеется, сюда становится и обычная втулка под цепь.
2. Обычные мультиспидные рамы с вертикальными дропаутами.А. Натяжители крепят в основном вместо заднего переключателя. Но есть и устройства, которые крепят на перо, на подседельную трубу, а то и вовсе куда попало.
Часть натяжителей имеет ролик с упругой подвеской; другая часть - жестко закрепленный. На первой и третьей картинках из только что приведенных он подпружиненный; на прочих - фиксированный. Бывает и нечто промежуточное (взято из хорошей статьи на
http://www.dirt.ru):
Выбирая натяжитель, желательно помнить, что разные части трансмиссии (звезды, оси, подшипники, барабан) могут быть не очень круглыми. Если некруглость большая, то с жестким натяжителем (точнее, при любом способе принудительного натяжения) цепь на каждом обороте то провисает, то тянется до звона. В таком случае пружинный или эластомерный натяжитель очень полезен. Перед покупкой (или самосборкой) натяжителя "круглость" вашей трансмисии легко проверить, прикидочно собрав ее с какой-нибудь старой цепью, которую не жалко укоротить.
Износ цепи при езде с пружинным натяжителем - примерно того же характера, что и на байке с обычным задним переключателем. Цепь удлиняется и поднимается к вершинам зубьев, постепенно делая рабочую грань зуба пологой. С пружинным натяжителем новая цепь на такой звезде будет проскакивать.
Жесткий натяжитель не дает изношенной цепи подниматься к вершинам зубьев. Каждый зуб изнашивается равномерней, чем в предыдущем случае. Профиль его рабочей грани почти не меняется; грань стачивается в своей нижней и средней части. Там зуб шире и толще, чем на вершине. Поэтому с жестким натяжителем звезды, на мой взгляд, служат дольше. Ведь поистертая таким способом звезда имеет тот же шаг, что и новая. Значит, новая цепь не станет конфликтовать со старой звездой.
Но даже если растянувшуюся цепь не менять, она не будет смещаться к вершине зубьев: ей этого не даст жесткий натяжитель. Естественно, этот вид износа характерен для всех конструкций с принудительным натяжением (щелевидные дропауты, эксцентричные каретки/втулки/оси, "волшебные" звезды с халфлинковой цепью). Мне он нравится: звезды уродуются в самом деле приятней глазу, чем с пружиной.
Б. Халфлинковая цепь (или 1 халфлинк в стандартной цепи) вместе с "волшебной" передачей.Это проще увидеть.
Халфлинк сам по себе спасает редко. Очень часто нужно подбирать "волшебный" размер передней и задней звезды - так, чтобы цепь была натянута именно в меру. Но сверх того нужно ведь и добиться правильного передаточного отношения.
Абстрактный пример. Допустим, вам нужно примерно 2,5:1. Ставим звезды 42 и 17. Нет, цепь провисает, и провис не убрать халфлинком. Попробуем 46:18 (и добавим звеньев на цепи). Есть шанс, что теперь натяжение будет правильным. А еще можно проверить, скажем, набор 52:21. В общем, комбинаций много.
Правда, износ цепи удлиняет ее, и опять начинается колдовство. Но в зарубежных странах выбор звезд большой, и в тех краях народ с энтузиазмом морочится.
Конечно, халфлинк интересен не только для селекционера звезд. Он очень полезен при малом ходе устройства, выбирающего слабину цепи. Например, если у вас втулка с эксцентричной осью или слегка расшарканные напильником обычные вертикальные дропауты.
В. Фантомная звезда. О ней уже рассказали на форуме про фикседы, но я напомню.
Поместить эту звезду можно в разных местах. Это зависит от формы перьев, от их длины, от числа зубьев впереди, сзади и на самой звезде.
Проверил эту тему. Звезда держится даже при тряске. Но есть проблемы. Главней всего и хуже всего то, что под нагрузкой верхняя ветвь цепи выпрямляется, смещает фантомную звезду вниз - и ветви цепи растягивает просто как шнурки. Если разложить по силам, видно, что примерно так же растягиваются и рвутся обледеневшие провода.
Все настолько плохо, что когда жмешь на педали, чувствуешь не упор в собачки на задней втулке, а пружинящую реакцию цепи. Бросишь давить - упругость цепи возвращает фантомную звезду туда, где она была.
Повторяю, при езде нагрузка на цепь с фантомной звездой намного больше, чем в любом мыслимом случае. Все время чувствуешь, как конструкция отчетливо пружинит. Дешевая 1-скоростная цепь КМС, с которой я это проделал, заметно удлинилась после спокойного пятиминутного маневрирования по ближайшей улице. Остановившись, я заметил, что цепь ослабла.
Как фантомную я применил 32-зубую звезду из кассеты. Звезда размером меньше в моем случае не позволяла выбрать провис цепи (примерно 1,5-1,7 полузвена), а звезда размером больше задевала нижнее перо. Ведущей была средняя 32-зубая звезда, ведомой - 14-зубая звезда; колеса 26".
На большой передней звезде ничего сконструировать у меня не вышло: "паразитка" задевала за перо при любом наборе звезд. Думаю, так будет с большинством рам. Рамы с S-образными нижними перьями имеют немного больше шансов, но до 100% далеко. И скорей тут подойдут мтб-рамы с их широко расставленными перьями.
Если удастся подобрать фантомную звезду размером всего лишь чуть больше задней (это зависит от того, на сколько полулинков провисает цепь) - не исключаю, что тогда перегрузка цепи уменьшится. Ведь при маленькой фантомной звезде верхняя ветвь будет прямей, чем при большой. Но тут как повезет.
Стало быть, все это годится, чтоб повеселить приятелей. И, кажется, больше ни для чего. Авторы других статей о синглспидах ошибаются, когда пишут "simple and effective". Первое - да, второе - сильно наоборот.