Обновил статью добавив выводы по использованию шипованой резины в прошлую зиму 2008-2009. Если кому лень выискивать где именно были изменения. То выношу их в коментарии:
Итоги сезона 2008-2009: Забавно, но так и не смог сделать однозначного вывода по поводу использования простого и дешевого рип-стопа в качестве защитной полосы. Эта ткань (что и не удивительно при сравнении с более плотным оксфордом) достаточно эластична. Так что на камере четко отпечатались все шляпки шурупов, которые ткань просто «обтянула» (см. фото ниже). НО!!!! Когда я заменил рип-стоп на оксфорд, и проездил несколько сот км, эта ткань тоже «обтянула» шляпки саморезов, хотя и в меньшей степени. Но это было достаточно для того, чтобы на камере снова пропечатались головки «блох», хотя это не привело ни к одному проколу или ухудшению свойств камер. Да и та же “старая покрышка” еще больше эластична, так что через нее тоже шляпки саморезов могут пропечатываться. Считаю, это является следствием того, что я использовал более узкую покрышку – 1,9, чем те, над которыми экспериментировал раньше (были 2.1). На шипы была больше нагрузка, поэтому они больше «давили» на камеру. Да еще и на шипах был заметный скос в сторону центральной дорожки, это говорит о том, что саморезы под нагрузкой “качаются” в покрышке. Это и приводит к “пропечатыванию” головок саморезов на покрышке… наверное. Какова бы ни была причина, после ~700км пробега ни одного прокола не наблюдалось, так что единственное, что приходит в голову - есть смысл иногда (раз после около 200км) немного проворачивать покрышку относительно камеры – чтобы головки шурупов начинали давить в другое место.
Фото 1: http://picasaweb.google.ru/Mladyon/nIMSwH#5414047610676249538Результаты использования резины после сезона 2008-2009Изготовив и поставив во второй половине ноября 2008 года на переднее колесо шипованую резину Rubena V60 Acris (№4), я ожидал, что скоро придут морозы со льдом, ну пусть даже только утром и вечером. НО, зима все не шла, погода напоминала апрель со средней +7 - +10. Даже ночью не опускалось ниже 0. Так что чтобы найти на дорогах лед, надо было сильно постараться. Накатав до начала второй декады декабря около ~175км решил, что уже можно сделать первые выводы по износу, так что первый раз снял резину рассмотреть изменения. Так как зимы как таковой было не видно, заднее колесо все еще было обычным Ларсеном ТТ. При этом 90% пройденного на шипах расстояния пришлось на поездки на работу и обратно по асфальту (что усиливало износ при отсутствии снега). По первыми выводами была сделана замена дешевого рип-стопа, применявшегося в роли защиты камеры от головок саморезов, на более плотный Оксфорд (об этом уже говорил выше). А во-вторых, явно было, что основной износ, в смысле уменьшение «высоты» саморезов, пришлось на первую сотню километров. Можно сказать, все, что было лишним, стерлось об асфальт. При этом практически стали не заметны описанные выше эффекты «брусчатки» и «валкости» велосипеда в поворотах. Так же появился бросающийся в глаза скос в сторону центральной дорожки (фото с шипами, кадр 1, 2), говорящий о том, что саморезы сильно изгибаются при наезде на твердую поверхность. Кадры 1 и 2 – , так сказать, вид шипа в фас и в профиль. На кадре 1 видно еще и отверстие от шила, которое не попало точно в грунтозацеп, от нагрузки больше оно не стало. Еще из-за того, что езда происходила в основном в «городском режиме», то из-за регулярных съездов (заездов) с (на) бордюров, некоторые шурупы еще и подогнулись. Не сильно, заметно только, если сравнивать с соседями, но это лишний факт, указывающий на большую длину шурупов, ну или того, что толщина протектора мала. У предыдущих вариантов это так сильно не проявлялось, но там и шип выглядывал на 1-2мм.
Фото 2: http://picasaweb.google.ru/Mladyon/nIMSwH#5414047608077002386Только ближе к новому 2009-му году ударили морозы и лег наконец снег. Пришлось ставить уже полноценный «зимний комплект» (добавил №3), покрышка Rubena V60 Acris (№4) к этому моменту прошла около 350км. В общем, провел второй осмотр. Видно было, что саморезы еще чуть сточились, но уже заметно меньше, чем на первых километрах (фото с шипами, кадр 3, 4). На камере отпечатки от шляпок саморезов все-равно появились, но не такие сильные, как с "эластичным рип-стопом". Так что немного провернул покрышку, что бы шурупы "пропечатывались" уже в другом месте. И дальше катался уже до окончания зимы. Чем дальше ездил, тем с меньшей скоростью уменьшались саморезы.
За «зимний сезон» накатал около 700км, из них почти половину только с одним шипованным передним колесом (№4). На льду №4 держит, пусть и на 4- (ну как минимум на 3+), но я и старался получить универсальную зимнюю резину с балансом между накатом и устойчивостью. Хотя ожидал немного большего. При торможении с блокировкой, на льду остаются обычно 3 следа от шипов. Маловато для полного контроля передним колесом, но покрышка и создавалась как универсальная. Резина на льду напоминала средние полуслики на грунтовке после сильного дождя – ехать можно, но осторожно и следить за равновесием. Так что если проезжал скользкий участок, то старался руль особо не крутить. Заметно было, что заднее колесо(№3) лучше “держит” чем переднее (№4). Иногда даже чувствовалось, что заднее колесо “удерживало” велосипед, когда переднее уже “собиралось” уйти в занос. Так как количество саморезов в них одинаковое (надо еще учесть, что у №3 треть саморезов, что ближе к центру заметно “обточились” и уже почти не выглядывает из грунтозацепов), то причины этому может быть только две: во-первых, №3 шире, а во-вторых, на ней больше нагрузка (большая часть веса обычно на заднем колеса) и нет функции “управления”. Так что считаю теперь, что на заднем колесе саморезов можно ставить меньше, даже около 3-х шипов в пятне контакта будет достаточно для предсказуемого (удовлетворительного) поведения велосипеда на обледенелой дороге. А вот для переднего колеса саморезов надо больше. Для удержания на повороте и проезда краев колеи нужно больше “цепкости”.
Все сказанное не значит, что я был не доволен комплектом. Замечу хотя, что из 700 пройденных за зиму километров, большая часть - около 500км пришлось на нормальный асфальт, то есть на условия, когда можно было обойтись без шиповки. Замечу, тот факт, что при таком активном использовании саморезов на твердой поверхности (что ускоряло их износ), они не стерлись полностью, и резина еще послужит.
Да, как минимум в 90% зимних поездок без шипов спокойно можно было обойтись, скользких участков на асфальте не встречалось. НО!!!!! Вот пример, когда шипы показали все свои достоинства:
“Покатушка 18.01.09. Перед этим была оттепель, шел снег, на дороге он подтаивал, а машины на “не активных участках” накатали в снежной каше колеи, которые за ночь замерзли. Да и снег ночью не прекращался и качественно сыпал, так что все замело, кочки и колеи “замаскировались”. Еду на место сбора через дворы. Выходной, утро, машины еще особо не ездили. Когда колесо наезжало на скрытые под снегом мерзлую кочку или склон на краю колеи, колесо за счет шипов аккуратно сползало на ровный участок, сохраняя вертикальное положение велосипеда. На обычной резине я бы при таком раскладе гарантированно многократно упал. А так спокойно без происшествий покатался, попарился в баньке и вернулся домой.”
Часто попадал в подобные ситуации, по вечерам, когда на второстепенных дорогах без освещения приходилось проезжать темнеющие среди укатанного снега участки, не зная, это асфальт проступает или замерзшая лужа. Если хруст саморезов не услышал, значит был лед, хрустели – асфальт.
В общем, самым лучшим подтверждением эффективности комплекта покрышек №3 и №4 для меня является то, что за весь зимний сезон и 700 пройденных километров я ни разу не упал! Но для нового сезона решил, что стоит в покрышку Rubena V60 Acris (№4) добавить еще по одному шурупу в группу, то есть к 99 добавить еще 33. Повторюсь, времени на ошиповку у меня уходит меньше, чем на описание процесса и результатов использования. В один из вечеров без проблем получилось совместить просмотр “Ледникового периода” (название передачи то в тему
) с данным мероприятием. Меня интересовало только выступление фигуристов, а остальное “бла-бла-бла” абсолютно не мешало заниматься покрышкой. В результате естественно вес покрышки увеличился с ~785 до 810г (старт - 700г). Считаю, теперь управляемость должна соответствовать, так сказать, “комфортному для зимней езды” уровню. На сезон 2009-2010 заднюю покрышку Kenda Kinetics (№3) оставил без изменений, хотя это для нее уже третья зима (хотя замечу, что, по сути, она проездила по половине первого и второго зимних сезонов). Были размышления заменить (или даже «обновить») саморезы расположенные ближе к центральной дорожке – их почти не видно. Но, решил оставить пока все как есть.
Фото 3: http://picasaweb.google.ru/Mladyon/nIMSwH#5414047604496101538Итог. Для меня спокойствие за контакт колес с дорогой важный фактор поездок, так что как только средняя температура опустилась к 0, поставил опять “зимний комплект”.