Рамы. Немного о прекрасном.
перед тем, как перебирать вариант рам для сборки легкого велосипеда, стоит определиться с терминологией легкой рамы.
По состоянию на сегодня без оглядки на бюджет легкими считаются алю рамы в районе 1500 грамм, скандиевые рамы весом около 1200 грамм и карбоновые весом около килограмма и менее. Титан и магний я не трогаю, ибо не копенгаген в них
Принципиально все современные рамы отличаются следующими вещами:
- геометрией. тут все индивидуально, хотя можно говорить о некоторой референсной геометрии, которая присуща рамам Scott, Cannondale, Specialized и другим производителям первого эшелона. Рамы многих известных производителей могут иметь мягко говоря странную геометрию, как Kellys, например или смещенную размерную сетку, как Giant
- стандартом рулевого стакана: классический 1-1/8; так называемый tapered или "конус", в котором нижний пром имеет увеличенный диаметр 1,5" и священный для каннондейла стакан, в котором оба прома имеют диаметр 1,5 дюйма
- наличием креплений под Ви и диск и типом этого самого крепления: IS, PM на верхнем пере, PM на нижнем пере
- креплением переднего переклюка: хомут, e-type, Direct Mount
- стандартом каретки: тысячи их, но основные - BSA и BB30
- проводкой тросов - нижняя позволяет использовать шоссейные переключи
- диаметром подсидельного штыря
При всем многообразии рам, которые позиционируются у разных производителей, как легкие, выделить можно буквально несколько действительно легких и интересных рам.
Scott Team Issue - классика весоманьячества начала 2000-х годов.Эта рама долгое время была образцом лайтовой металлической рамы и на сегодня ее особо никто не превзошел.
Изготавливали ее из так называемого "скандия", который на самом деле являлся сплавом алюминия, легированного в т.ч. скандием. Материал достаточно дорогой, но позволял сделать более тонкостенные трубы при той же прочности и жесткости.
Реальный вес в размере М колеблется в районе 1180 грамм
цена на вторичном рынке в районе 300 уе.
На таких рамах в свое время ездила сборная Украины по МТБ, купить достаточно проблематично, но при желании - реально
Рама старых годов и имеет достаточно олдскульную геометрию, по памяти ЕТТ в районе 560 для размера М.
Штырь - 31.6
Тормоза - только Ви, перья очень тонкие, но известные мастера по карбону могут приклеить крепление под диск
рулевая и каретка - классические
Проводка тросов - нижняя
Schwinn Homegrown
Наверняка многие лишь ухмыльнутся при упоминании этого бренда. В голове многих он давно уже ассоциируется с дешевым китайским ширпотребом. А зря.
В те счастливые времена, когда Schwinn еще был ведущим американским производителем велосипедов, они вместе с Yeti выпускали потрясающую, особенно по тем временам алюминиевую раму Schwinn Homegrown Factory. На 1999-2001 год, когда она выпускалась, эта рама была революционна: вес в районе 1350 грамм, интегрированные чашки рулевой, баттинг, фрезерованные дропауты и очень технологичные крепления перьев к вертикальной трубе.
По счастливой случайности мне удалось покататься на такой раме в течение 4-х месяцев и она оставила исключительно приятные впечатления. Отзывы на MTBR так же исключительно хвалебные.
Реальный вес в размере М - в районе 1350 грамм
Цена на вторичном рынке от 100 уе и более
Геометрия чуть более вытянутая, чем Scott Team Issue
Штырь - на сегодняшний день - редкий размер 26,8
Тормоза - Ви + диск
Рулевая и каретка - классика
проводка тросов - верхняя
Теперь - карбон
Scott Scale 10/RC/LTD до 2011 года
(привет, zin
)
Скотт традиционно славился легкими рамами, когда они выпустили серию карбоновых скейлов, всем производителям резко стало о чем задуматься.
Рамы Scott Scale 10/RC/LTD имели выдающийся по тем временам (2006-2010 годы) вес - 1040 грамм в размере L.
Важно помнить, что рамы Scott Scale 20 и Scott Scale 30/35 тех лет , не смотря на то, что тоже изготовлены из карбона, имеют вес под 1300 грамм и практически такую же цену, как Scale 10, т.е. для наших целей интереса особо не представляют.
В 2006 году в БПС был огромный слив рам Scott Scale 10, тогда они продавались по 600 долларов и сейчас на вторичном рынке их достаточно много за те же 500-600 уе, что вполне подъемно для многих
не смотря на вес, рамы крайне рабочие, проверенные нашей сборной и множеством спортсменов как любителей, так и профи. Большинство самых легких велов собраны именно на этих рамах.
Scott Scale LTD существует как в варианте с обычным штырем, так и с интегрированным
Рамы Scale, не смотря на очень смелый вес, имеют две важные особенности, которые ограничивают их применение для WW:
- штырь диаметром 34.9 мм, мало того, что он сам весит, как кирпич, так еще и лайтовый зажим под такой диаметр найти очень сложно
- верхняя проводка тросов
- переклюк E-type, который весит намного больше собратьев на хомуте и уж тем более, шоссейных переклюков
Частично эта проблема решается приклеиванием шоссейного уха или DMD.
Каретка и рулевая - классические
Focus Raven Extreme 2008 и 2009 годов
Немцам, видимо сильно хотелось потеснить Scott и в 2008 году они запустили в серию Focus Raven Extreme.
В Украине этот бренд известен по большей части усилиями Велострита и его прорайдеров.
Рамы легкие: 1040 грамм в размере М, 1120 в размере XL, но к сожалению это было достигнуто в ущерб прочности. Большинство этих рам ломались в самых разных местах, в том числе и от абсолютно несерьезных ударов. Справедливости ради нужно заметить, что они так же легко заклеиваются гарбаруками, как и ломаются.
Велострит активно распродавал эти рамы по очень привлекательной цене и сейчас на вторичном рынке есть много Рейвенов, правда большинство из них клеенные, цена начинается от 200 уе и выше
В плане WW рама интереснее, чем Scott Scale:
более легкий и популярный штырь диаметром 31,6мм
передний переклюк на хомуте
правда, проводка верхняя
Опять же, важно помнить, что не все рейвены одинаково полезны. Рамы 2010 года и более новые хоть и адски красивы, но весят под 1300 грам + заметно дороже 2008 и 2009 годов, и как и в случае со скоттами младшие версии типа Raven Expert тяжелее
NoSaint Maxari Carbon
По сути, это была первая массовая рама, которая при цене около 1000 уе за новую весила меньше 1 кг, во всяком случае по каталогу. В реальности вес колеблется около 1000-1040 грамм.
Эта же рама известна под рядом других имен, в частности Ghost HTX Lector Carbon, дада, та самая, на которой Сабина Шпитц взяла золото в Пекине
В Украине особого распространения она не получила, но в любой момент доступна к заказу в Европейских магазинах, дешевле флешей, 0.nine и прочих. Если кто дружит с таможней - очень даже вариант.
Особенности все те же, что и у Raven Extreme за исключением нижней проводки тросов, что делает возможным весоманьякинг по праведному.
BeOne Raw Carbon
Эту раму стоит упомянуть по большей части из-за того, что на нее сейчас мощная распродажа на чайнике.
http://www.chainreactioncycles.com/Mode ... elID=59255Нормальная, современная, жесткая карбоновая рама весом чуть больше кило за чуть меньше 600 уе. Дружите с таможней!
нижня проводка, диск онли, классическая рулевая и каретка
На сегодня - все.
Завтра будет о Cannondale Flash, Scott 899 и Merida 0.nine